

Авто с МКПП, фото: vozbox.ru
Несмотря на снижение спроса на автомобили с механическими коробками передач, их популярность сохраняется благодаря долговечности, простоте конструкции и сравнительно невысокой стоимости обслуживания. Тем не менее, даже самый прочный механизм может выйти из строя раньше срока при неправильной эксплуатации. Владелец автосервиса в интервью порталу vozbox.ru рассказал о том, что одним из самых обсуждаемых вопросов является езда «накатом» с выключенной передачей.
Водители делятся мнениями о том, как наилучшим образом управлять автомобилем: одни считают, что выключение передачи экономит топливо, другие предпочитают ездить с включенной передачей для возможности торможения двигателем. Такие разногласия породили много заблуждений, требующих разъяснения.
Распространено мнение, что при передвижении на нейтрали коробка передач не получает достаточного смазочного материала. В отличие от автоматических трансмиссий, в механике нет масляного насоса – масло циркулирует за счёт вращения деталей. При выключенной передаче некоторые валы и шестерни вращаются медленнее, что, по мнению критиков «наката», ухудшает смазку и может привести к повышенному износу.
В среде автолюбителей давно разгорается спор о допустимости движения накатом с нейтральной передачей в автомобилях с механической коробкой передач. Вопрос заключается в том, не навредит ли такой способ вождения трансмиссии.
Даже при выключенной передаче узлы коробки передач остаются активными: автомобиль всё ещё движется, валы и зубчатые колёса продолжают вращаться, а смазка циркулирует. Поэтому угроза «масляного голодания» — это не подтвержденный технической логикой миф. Движение на нейтрали для коробки передач не имеет фатальных последствий.
С точки зрения безопасности есть важные моменты. Например, при спуске по скользкой дороге, когда двигатель отсоединен от колес, водитель лишается возможности мгновенной реакции. Если нужно срочно ускориться или объехать препятствие, сначала потребуется включить передачу — это потеря времени, а иногда — критически важная.
В вопросе расхода топлива интересен поворот: на нейтрали двигатель при работе на холостом ходу почти бензин не потребляет. Однако и при торможении двигателем расход снижается, становясь сопоставимым с расходом при движении накатом. Получается, катиться с включённой передачей, если не экономичнее, то уж точно безопаснее.