

Боковые сетчатые элементы на автомобиле ВАЗ.
На задней части кузовов старых советских автомобилей видны решётки по бокам. Сначала появились на первых «Жигулях», затем стали обычным элементом для ВАЗ-2103, ВАЗ-2105 и классических «Волг» с задним приводом. На современных отечественных автомобилях такие детали уже не встречаются. Возникает вопрос: каково было их назначение, и почему от них отказались?
Владелец автосервиса сообщил редакции портала vozbox.ru, что боковые решетки, несмотря на декоративный вид, были частью системы салонной вентиляции. Через них выводился воздух, обеспечивая естественный воздухообмен. В системе было около 14 элементов, и решетки играли важную техническую роль.
Расположение решёток сзади по бокам объясняется инженерными расчётами и компоновкой кузова. Такое решение было оптимальным для конструкции старых машин, аэродинамики и вентиляции с учетом технологий того времени.
В этих машинах вентиляция действовала не на приток, а удаляла воздух из салона. Такая вытяжная схема эффективнее проветривала салон и снижала риск запотевания стекол. Благодаря сбалансированному давлению двери и крышка багажника закрывались без усилий: воздух свободно выходил наружу, не создавая сопротивления. Без такой схемы уплотнители испытывали бы лишние нагрузки, что приводило бы к их ускоренному износу.
С течением времени характерные решётки, прежде заметные на боковинах кузова, стали исчезать. В частности, у моделей ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 их уже нет. Впрочем, это не значит, что вытяжная вентиляция стала историей.
Она осталась, но её реализация изменилась. В современных автомобилях часто устанавливают обогрев заднего стекла, который также решает проблему запотевания. Сам же вентилятор теперь скрыт — чаще всего его размещают под бампером или внутри кузова в районе багажника. Вентиляционные выходы стали невидимыми снаружи, но свою функцию выполняют по-прежнему.