

Снижение продаж автомобилей в России составило 15% за первый квартал 2025 года. Покупатели чаще обращают внимание на бюджетные модели или подержанные автомобили более старших годов выпуска, вследствие чего средняя стоимость купленных машин уменьшилась на 12%. На 12-й Конвенции Российских автомобильных дилеров в Москве аналитик портала Дром Игорь Олейников обсудил ситуацию и рассказал о причинах такого развития событий.
Эксперт рассказал о главных кризисах авторынка за пятилетний период и привел объяснения причин этих событий. В его анализе отражена текущая обстановка и прогнозы по рынку новых и подержанных автомобилей до 2025 года.
Ежегодные кризисы сменяли друг друга. Пандемийный кризис 2020 года привел к первому “кризису предложения” в 2021-м из-за навязывания дополнительных услуг, таких как “сеточки на бампер за полмиллиона рублей”. Уход зарубежных брендов в 2022 году вызвало “второй кризис предложения”, что способствовало появлению большого количества китайских автомобилей в 2023-м. Новости об индексации утильсбора в 2023 году увеличили спрос, так как все хотели купить машину до повышения цен в августе. В итоге склады заполнены китайскими автомобилями, которые по нынешним ценам не пользуются спросом. — рассказал Игорь Олейников.
«Единая нерабочая неделя» и ее результаты
В марте 2020 года, во время пика пандемии, на неделю прекратили всю производственную деятельность («единая нерабочая неделя»). В результате средняя цена снизилась, как и количество проданных машин. Кризиса на авторынке пока не было: цены на автомобили по сравнению с 2019 годом оставались стабильными до апреля 2020 года. Еще месяц все пребывали в недоумении относительно ситуации.
Вследствие этого цена и среднее время продажи машин увеличились. Люди вкладывали средства в надежное — в России население предпочитает автомобили. Как оказалось, не зря. Многие ожидали спада цен после повышения, но он пока не наступил. В то время думали, что хуже уже не будет, однако наблюдаем обратную ситуацию. , — объяснил эксперт.
Первая проблема с предложением, или «Сетки в бампер по полмиллиона».
В конце 2020 года возник первый кризис предложения после месячного простоя дилеров и последующего дефицита автомобилей на рынке: популярные модели подорожали больше, чем менее востребованные.
Сравнение динамики цен на новые Лада Гранту и Toyota Camry в 2020-2021 годах показывает, что цены на автомобили разных классов резко выросли. Появилась практика принудительного добавления дополнительного оборудования, из-за чего купить машину в базовой комплектации стало невозможно. Нехватка новых автомобилей не была следствием большого спроса, а недостатком предложения. Люди были готовы покупать машины, поэтому и начались ситуации с накрученными ценами на «дополнительные опции». , — уточнил Игорь Олейников.

На вторичном автомобильном рынке царила относительная спокойствие: россиян не испугала рост цен, а наоборот — они стали реализовывать свои автомобили по более высоким ценам. Несмотря на это, о дефиците речи не шло, поскольку предложение оставалось неизменным.
Дилеры лишились дилерства
В 2022 году «второй кризис предложения» вызван уходом зарубежных компаний. Из-за этого дилеры потеряли стабильные поставки автомобилей и комплектующих. Тогда снижение предложения на рынке новых машин достигло 62%, что фактически вдвое уменьшило рынок. Падение спроса в пике составило 39%, а общая потеря продаж — 21%. При этом рынок подержанных автомобилей пострадал меньше всего: предложение упало всего на 3%. На него этот кризис быстро не распространился, имелись лишь долгосрочные последствия в виде замены представленных брендов, и этот процесс продолжается до сих пор.
В результате параллельного импорта предложение к октябрю 2022 года восстановилось. Кризис оказался краткосрочным, так как его удалось преодолеть за пару месяцев.
Причины второго кризиса устранили быстро. Было краткосрочное падение рынка новых машин, смена представленной в России линейки брендов и усиление роста цен. Главный результат — это создание перспектив для переполнения рынка новыми дилерами из Китая. , — объяснил эксперт.
На складах появляются новые машины из Китая.
В течение 2023 года наблюдался рост как спроса, так и предложения на автомобилях. Самый существенный скачок пришелся на период после объявления о повышении утилизационного сбора. Автомобили приобретали с целью избежать роста цен после индексации.
Поменялись и популярные модели продаваемых автомобилей. В 2022 году покупатели могли выбрать европейские машины, а в 2023-м их заменили китайские бренды. Из всех марок, которые возглавляли топы в 2022-м, неизменной осталась только Лада.
Ввозимых из Европы машин становилось всё меньше, и цены на них росли. Количество китайских автомобилей увеличивалось: за счёт низких стартовых цен производители привлекали покупателей, а потом поднимали стоимость. Только сейчас статистика показывает, что средняя цена новых машин начинает расти. , — уточнил Игорь Олейников.
Склад наполняется новыми китайскими автомобилями. Согласно информации портала «Дром», автомобили китайских брендов составляют 65% рынка, российских — 25%. Остальные позиции занимают машины европейских, японских и корейских производителей.
Слишком большое количество автомобилей было поставлено на рынок, в результате чего к моменту ухода европейских марок их было в два раза больше, чем на всем рынке в 2022 году. Сейчас наблюдается не дефицит спроса, а избыток предложения. Предостаточно предложений по завышенным ценам — склады полны машин, и цены продолжают расти вместе с ростом утилизационного сбора. , — объяснил эксперт.

Заказы автомобилей могли бы улучшить ситуацию, однако их доля на рынке мала — меньше 6%. В настоящее время наблюдается увеличение предложений в категориях «под заказ» и «в пути», а также сокращение объявлений в категории «в наличии без пробега по РФ».
Перестройка и измотанный рынок
При переходе на новый уровень цен авторынок станет конкурентноспособным. Средние цены на новые и ввезенные автомобили без пробега по РФ выросли. Только на рынке подержанных авто наблюдается снижение цен — рынок оживляется, торговля идет, но рост рынка б/у едва выходит за пределы статистической погрешности в 3%. Происходит перестройка на новый уровень цен, и пока процесс не завершится, рынок новых машин к нему не подключится.
Постоянные кризисы истощают как продавцов, так и покупателей, что видно в 2025 году. Некоторые устали ждать Mercedes и приобрели JAECOO, а другие потратили деньги на другое. В связи с этим спад продаж в 2025 году составит около 10% по сравнению с прошлым годом. , — заявил эксперт.
Ситуацию называют «идеальным штормом», поскольку страну покидают новые дилеры. Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) оценивает, что под угрозой закрытия примерно 2100 дилерских центров, которые сейчас испытывают финансовые трудности.
Китайские машины не пользуются популярностью у нас.
Причины этого кризиса сложны. Рост ключевой ставки сократил кредитование, а индексация утильсбора также повлияла на ситуацию. Но есть и психологические факторы. Китайские автомобили пока не смогли завоевать сердца российских покупателей, которые в основном выбирали их по причине низкой цены. В обществе существует ожидание возвращения западных брендов в Россию.
Только через два-три года люди, приобретшие автотранспорт в 2023-м массово, начнут задумываться о замене. В этот период ожидается очередной пик спроса. Сейчас говорить о наступлении пика в 2025 году не приходится. Будет хорошо, если по итогам года рынок вернется к росту продаж. , — заключил эксперт.

