Эксперт Тимашов считает, что маркировка электроники не помешает скручиванию пробега.
В декабре 2024 года заместитель министра промышленности и торговли Екатерина Приезжева на форуме «Антиконтрафакт» рассказала о желании Минпромторга расширить эксперимент по обязательной маркировке автоэлектроники. постановленияДокумент, проходящий сейчас независимую антикоррупционную экспертизу, разрабатывался правительством. Пояснительная записка к нему указывает на предлагаемое расширение номенклатуры товаров перечня радиоэлектронной продукции, подлежащей маркировке средствами идентификации в рамках эксперимента. В список дополнительно включатся автомобильные компоненты.
- таксометрами;
- счетчиками числа оборотов;
- спидометрами и тахометрами;
- счетчиками пройденного расстояния в милях.
Проект, начинающийся 28 февраля, изначально действовать будет до 31 августа 2025 года. Минпромторг уже сейчас предлагает продлить действие проекта до 31 мая 2026 года.
Зачем нужна маркировка
Насущный вопрос, который задает собой предстоящее нововведение: требуется ли маркировка? Если другие автокомпоненты фальсифицируются часто, а вероятность их покупки велика, то ситуация с тахометрами и спидометрами кажется странной. С одной стороны, граждане приобретают и меняют такие изделия очень редко, а с другой — подделывать их невыгодно: нет спроса — нет предложения. Производители автомобилей же закупают спидометры и тахометры массово у надежных поставщиков, поэтому на конвейер и в готовые машины контрафакт и подделки не попадают.
Министерство сообщило, что проект постановления создан для улучшения системы маркировки товаров радиоэлектронной промышленности. Это поможет бороться с нелегальным оборотом продукции и развивать инструменты регулирования в этой отрасли.
Увеличится ли стоимость деталей
Для проведения эксперимента информационную систему предоставит ООО «Оператор-ЦРПТ», коды маркировки выдастся участникам бесплатно. В период тестирования оператор и его технологические партнеры предоставят все необходимое оборудование безвозмездно. Министерство считает необходимым проведение эксперимента для выработки оптимальных подходов к маркировке продукции и работе участников рынка в информационной системе маркировки.
После завершения эксперимента маркировка станет платной и непременно отразится на цене товаров, подобно тому, как это происходит с другими элементами, которым предъявляются требования обязательной маркировки.
Что думают участники рынка
Татьяна Овчинникова, директор франчайзинговой сети автосервисов FIT Service, полагает, что обязательная маркировка ощутимо скажется уже осенью 2025 года, когда распространится на широкий перечень автокомпонентов. По её мнению, это может повлиять даже на весь рынок в целом. Влияние маркировки на сегмент электронных компонентов проявится позднее.
Некоторые предприятия самостоятельно маркируют продукцию, поэтому сроки поставок не изменятся. Другие производители не нанесут маркировку «Честный знак» на товары, это сделает дистрибьютор. Из-за необходимости маркировать каждую позицию увеличатся затраты на приемку товара, сроки реализации и фонд оплаты труда персонала, занимающегося этим процессом. Все это вместе повлияет на рост себестоимости товаров.
В компании «АвтоСпецЦентр» обязательную маркировку автомобильной электроники назвали мерой защиты автовладельцев от некачественных компонентов и способом сокращения количества ДТП. При этом отметили, что объем контрафакта в данной категории товаров сократится незначительно: производители сами заинтересованы в надежности деталей, поэтому доля некачественной электроники остается минимальной.
Специалист считает, что крупные участники рынка автомобилей не испытают изменений, так как ранее работали с подобной процедурой во время маркировки и продажи шин.
Что будет со скрученными пробегами
Эксперимент по маркировке автоэлектроники никак не касается борьбы с контрафактной смоткой, как маркировка б/у шин. Не потребуют маркировать и б/у радиоэлектронные компоненты.
Роман Тимашов отметил, что корректировку пробега осуществляют во время эксплуатации, а маркировку товара — в процессе реализации. По его словам, стоимость товаров всё равно возрастёт из-за уменьшения предложений на рынке и сокращения количества контрафакта.
В «АвтоСпецЦентре» указали, что маркировка применяется только к новым электронным системам, и пока её не считают средством борьбы со скручиванием пробега.