
Специалисты зафиксировали утроившееся увеличение цен на новенькие машины в России.

Российский авторынок до сих пор претерпевает значительные изменения. Эксперты на форуме ForAuto-2025, прошедшем по инициативе аналитического агентства, высказали свои прогнозы относительно ключевых тенденций в отрасли. «Автостат»
Взрывной рост цен
За десятилетие новые легковые автомобили в России удорожали втрое. В 2013 году средневзвешенная цена нового автомобиля составляла 910 тысяч рублей, а к 2024-му она выросла до 3,12 миллионов рублей.
Сейчас самыми доступными автомобилями считаются Лада. Это единственные автомобили в нашей стране, которые всё ещё можно приобрести дешевле 1 миллиона рублей (хотя не все модели).
Цены на подержанные автомобили растут уже пятый год. За это время стоимость машин увеличилась примерно в два с половиной раза. В последние два года темпы роста снизились. Например, в 2020 году средняя цена б/у машин выросла на 10%, в 2021-м — на 22%, в 2022-м — на 33%, а в 2023-м — на 17%. В 2024 году рост цен составил 13%.
Рекорд продаж
Несмотря на стремительное повышение цен, россияне продолжают посещать дилерские центры. В прошлом году в России было реализовано 1,57 млн новых легковых автомобилей. По данным аналитиков, это наилучший результат за последние пять лет. Прогноз на 2024 год демонстрирует рост на 48,4% по сравнению с предыдущим годом.

Популярные марки традиционно возглавляет Lada, продажи которой составили 436,2 тысячи единиц за год. Следующим идёт Haval — китайская компания, продавшая в России 190,6 тысяч автомобилей. Стоит отметить, что некоторые модели Haval производятся на заводе в Тульской области.
Замыкает тройку еще один китайский бренд — Chery. Продажи этой компании составили 157 тысяч новых машин за год. Далее следуют Geely и Changan. В прошлом году россияне купили 149,1 тысячи и 106,1 тысячи моделей этих марок соответственно.
Затоваривание складов
Продажи автомобилей в 2024 году были позитивными, но на складах остались тысячи нераспроданных машин. По оценкам экспертов, в начале текущего года у продавцов накопилось 160 тысяч машин прошлого модельного года. Какие марки преобладают среди них, аналитики не уточнили. Затоваривание оказалось значительно меньше, чем в 2023 году, когда по данным агентства, запасы дилеров составляли 221 тысячу новых машин.

Что касается российских марок (Lada и Москвич), расчеты Мосеева показывают, что на складах дилеров осталось от 50 до 60 тысяч машин.
Россияне пересаживаются на электрокары
В России растет интерес к электромобилям. За два года спрос на автомобили с батареями увеличился шесть раз. В 2024 году россияне приобрели 17,8 тысяч «зеленых» моделей. В 2023-м этот показатель составил 14,1 тысячи, а в 2022 году — всего три тысячи.
В России сегодня зарегистрировано 59,6 тысяч электромобилей. Лидером является Nissan с шестью тысячами семистами единицами, за ним идут Zeekr — одиннадцать тысяч две штуки и Tesla — шесть тысяч семьсот.
Nissan Leaf лидирует по популярности среди электромобилей в России с 16,6 тысячами машин. На втором месте находится Zeekr 001 (7,9 тыс. шт.). Вместе эти модели составляют более 40% от общего числа электрических автомобилей в стране.
В Россию импортируется меньше электрических автомобилей. В 2023 году их ввезли 18,5 тысячи, а в 2024-м — только 12,2 тысячи. Такой тренд можно объяснить ростом локализации: с 2022 по конец 2024 года в стране выпустили около 9,3 тысяч электромобилей. Большую часть из них составляют модели «Москвич», «Амберавто» и Evolute.

Zeekr 001
В России срок владения автомобилем вырос.
За пятнадцать лет в стране наблюдается значительное увеличение средних сроков владения автомобилем. По оценке экспертов, в 2009 году владельцы меняли машину каждые три года, а к концу 2024 — началу 2025 года этот срок вырос до семи лет.
В прошлом году средняя продолжительность владения автомобилями Lada составляла 8,4 года. Для европейских моделей этот показатель составил 6,8 года, а для корейских — 6,5 года. С 2010 года эти показатели увеличились вдвое.
Аналитики предполагают изменение ситуации в обозримом будущем. Прежде всего это коснется автомобилей из Китая. Что касается перепродаж, то россияне чаще всего реализуют автомобили старше десяти лет, и эта тенденция усиливается. С автомобилями, которым 1-2 года, происходит обратная ситуация: их владельцы всё реже выставляют их на продажу.