Родионов, директор станции технического обслуживания, назвал автомобили, побывавшие в воде, покупку которых можно считать безопасной.
Автоподборщики и обычные покупатели боятся машин, побывавших в воде. Часто эти опасения оправданы: даже заглушенный двигатель не спасает от серьёзных повреждений. Но не все утопленники одинаково опасны. Такая покупка может стать выгодной.
Степень затопления
Автомобили-утопленники отличаются по степени повреждений, нанесенных стихией. Одна машина просто оказалась под водой из-за затопления стоянки рекой или дождем, другая — попала в море, а третья получила гидроудар мотора и нуждается в дорогостоящем ремонте.
Важнейшим показателем является глубина затопления машины по отношению к критическим частям – двигателю, трансмиссии и электронным контроллерам.
Второй важный фактор — тип самой воды. Пресная вода из рек и озер относительно неагрессивна, а морская, соленая, приводит к активному развитию коррозии на кузове и в электронике. Это может потребовать замены блоков управления и проводов. Однако при должном подходе такие машины могут радовать владельцев продолжительное время. Специалисты считают возможным восстановление любых экземпляров. Вопрос в целесообразности и стоимости.
Что именно страдает
Технический директор международной франчайзинговой сети автосервисов Fit Service Никита Родионов сообщил, что последствия для машины от затопления зависят от объема попавшей воды и продолжительности ее воздействия: длительный контакт с большим объемом воды разрушителен для автомобиля.
Серьезное подтопление приводит к повреждениям электроники в автомобиле. Многие блоки управления и электронные системы подвергаются окислению, что вызывает сбои и непредсказуемую работу элементов электросистемы. Сложно определить, какой компонент откажет в какой момент: одни элементы выходят из строя сразу, а другие разрушаются постепенно из-за окисления.
Погружение машины под воду целиком грозит выходом из строя любого электронного блока.
При погружении в воду часто выходит из строя датчик массового расхода воздуха: контакт с водой нарушает его работу, двигатель переходит в аварийный режим. Замок зажигания тоже может выйти из строя при попадании воды — нередко это приводит к короткому замыканию.
Эксперт обратил внимание и на ускорение износа деталей цилиндропоршневой группы двигателя в утопленных машинах. При попадании грязной воды с песком, мусором и илом эти частицы действуют как абразив. От этого даже мощный двигатель может быстро выйти из строя.
Из-за влаги ржавчина может появиться на кузове в багажнике: под нишами, под коврами и под запасным колесом.
Михаил Мартынов, генеральный директор управляющей компании «К-Групп» (сети СТО и магазинов автозапчастей «Кореана» и «Китаяна»), указал на важность при подборе деталей внимания к двигателю. Возможны две ситуации: первая — подтопление произошло во время работы двигателя в движении, вторая — двигатель автомобиля был выключен.
Заведенный двигатель может получить гидроудар и выйти из строя, но это случается не всегда. Необратимые последствия могут наступить и для коробки передач. В электронике при работающем моторе часто наблюдается короткое замыкание.
При заглушенном двигателе последствия обычно мягче и зависят от глубины погружения. После небольшого подтопления может хватить промыть, высушить двигатель, а также заменить технические жидкости в моторе и коробке передач.
Наиболее запущенные случаи
По мнению Мартынова, наибольшие проблемы представляют собой автомобили, проведшие продолжительное время под водой.
Длительное пребывание автомобиля в воде с заполненным салоном – серьёзная проблема. Внутри машины много материалов, поглощающих влагу: шумоизоляция пола, где проходят провода. Необходимо полностью разобрать салон и правильно его просушить. При невыполнении этого требования развивается коррозия, затрагивающая электрические кабели и провода. Автомобиль начинает «глючить», некоторые электронные компоненты отказывают, и поломку трудно обнаружить, так как она может быть в любом месте. Это главная опасность подтопленных автомобилей. Если есть другой вариант, лучше не покупать машину с затоплением.
Что можно брать
Никита Родионов заметил: чем солиднее и новее автомобиль, тем выше вероятность его конструктивной защиты от кратковременного действия влаги. В некоторых современных моделях электронные блоки снабжены влагозащищенными корпусами, а агрегаты имеют усовершенствованные уплотнения, предотвращающие попадание воды внутрь.
Можно сравнить современный автомобиль с современным телефоном: его можно уронить в воду и без последствий извлечь. Автомобиль, внезапно провалившийся в реку и быстро извлеченный, может не доставит проблем владельцу. Но если это были часы или дни в воде, если это морская вода, то шансы на беспроблемную эксплуатацию минимальны, считает Родионов.
Если автомобиль проезжал глубокую лужу, например, по дверь, ключевые узлы и моторный отсек остались сухими, то проблем может и не появиться.
Поддержать работоспособность таких экземпляров также относительно просто, хотя обслуживание «утопленников» в целом представляет собой сложный и трудоемкий процесс. После сильного дождя и большой лужи достаточно провести тщательную диагностику и убедиться, что с автомобилем все в порядке.
При выборе подержанного автомобиля с затоплением лучше проявлять осторожность, несмотря на доступную цену.
Существует категория «утопленников», являющаяся таковой формально. Такие машины до недавнего времени массово завозились из США, преимущественно через Беларусь. В Америке часто происходят стихийные бедствия, которые местные жители используют как повод для получения страховой выплаты и покупки новой машины. После стихийного бедствия владельцу выплачивается 100-процентная компенсация, а само транспортное средство выставляется на аукционе по бросовой цене. Продавец рисует ватерлинию, позволяющую оценить степень утопленности. В многих случаях ущерб транспортному средству оказывается минимальным. После восстановления эти экземпляры проезжают сотни тысяч километров и еще долго радуют новых хозяев.