

Дорожные камеры, фото: vozbox.ru
В связи с усилением экологических проблем все чаще предлагают применять автоматические штрафы для автомобилей с высоким уровнем вредных выбросов. Задача ясна: повысить качество воздуха в городах, где до 90% загрязнений приходится на двигатели внутреннего сгорания.
Результаты исследований указывают на то, что примерно четверть машин ответственны за большую часть загрязнения. Недостаточное техническое состояние транспортных средств является более существенной проблемой, чем их количество. Действующий штраф за несоблюдение экологических норм — всего 500 рублей. Контроль за нарушителями затруднён: в России пока нет оборудования для удалённого анализа выбросов.
В некоторых странах подобные технологии уже проходят испытания и применяются в работе. Современные системы могут без остановки машины определить состав её выхлопа и автоматически зафиксировать нарушение. Камеры совместно с лазерными сенсорами анализируют выбросы, сопоставляют данные с номером авто и передают информацию в базу данных.
Разработана система контроля за выбросами: лазер определяет загрязнение, камера опознает автомобиль, а при переходе допустимой нормы водитель получает штраф. Всё функционирует подобно комплексам по фиксированию скорости — быстро и без участия инспектора.
Портал vozbox.ru выяснил: современные камеры способны не только фиксировать превышение скорости, но и анализировать химический состав выхлопных газов, «подсвечивая» в том числе угарный и углекислый газ, оксиды азота и другие токсичные соединения. Система определяет уровень загрязнения с высокой точностью: на многополосных трассах она достигает около 84%, а на однополосных дорогах – впечатляющих 95%.
Комплекс функционирует круглосуточно почти при любых погодных условиях, кроме дождя, который нарушает точность анализа. Помимо состава выхлопа, система регистрирует номер машины, её скорость, дату и время. Данные передаются в базу данных. При превышении допустимых норм водитель получает штраф как за обычное нарушение правил дорожного движения.
EDAR (Emission Detection and Reporting) автоматизировала контроль за экологичностью транспорта. Технология уже используется в США, Канаде и некоторых европейских странах. Система определяет нарушителей и генерирует протоколы без участия инспекторов.
В России изучают возможность запуска подобной системы, обращаясь к примеру Бельгии, где внедрение EDAR позволило выявлять грузовики с загрязнениями в восемь раз чаще. Такое решение может стать значимым шагом для улучшения экологической ситуации, особенно в больших городах, где превышен предел допустимой запылённости.
Для автовладельцев с превышением допустимых вредных выбросов предлагается дифференцированная система штрафов: 500 рублей за первое нарушение, 1000 — за повторное. Рассчёты будут учитывать погрешность измерений, чтобы исключить случайные санкции. Собрание средств направят на развитие системы экологического контроля – замкнутый цикл: нарушил – оплатил – помог улучшить.
Установка камер должна начинаться с наиболее уязвимых зон: въезды в города, исторические и деловые центры с максимальной концентрацией транспорта. Одновременно следует предусмотреть инструменты для контроля за въезжающими на территорию жителями, компаниями или учреждениями.
Внедрение такой системы должно реально уменьшить загрязнение воздуха, что приведет к позитивным результатам: меньше аллергий, проблем с дыханием и сердечно-сосудистых заболеваний. Заболеваемость понизится, а качество жизни улучшится.
Штрафы за вредные выбросы с точки зрения долгосрочной стратегии — не наказание, а инвестиция в экологически чистую инфраструктуру. Реализация системы требует государственного уровня поддержки. Законодательное закрепление придаст инициативе юридическую прочность и позволит развернуть изменения по всей стране.