Автомат или вариатор: что предпочтительнее и надёжнее?

VozBox  » Новости »  Автомат или вариатор: что предпочтительнее и надёжнее?


В чем различие между вариатором и автоматической коробкой передач? Какая из них более эффективна? Более надежна? Что предпочтительнее?


Фото: Toyota

Автомобильные автоматические коробки передач, часто называемые просто «автоматом», в действительности различаются по устройству и работе.

В настоящее время для легковых автомобилей используются преимущественно три вида автоматических трансмиссий: классические гидромеханические, роботизированные и бесступенчатые вариаторы (CVT).

Конструктивно все отличаются и обладают как достоинствами, так и недостатками. Ранее всего популярность завоевали классические автоматы, используемые более семидесяти лет в легковых автомобилях.

Растущая популярность получила роботизированные трансмиссии, которые изначально вызывали у автолюбителей сомнения из-за не совсем надёжной конструкции. Со временем их модернизировали, и кризис недоверия к таким коробкам передач преодолен.

Бесступенчатые вариаторы все чаще встречаются на современных машинах, следуя по пути, уже пройденному «роботами». Рассмотрим, что представляет собой вариатор, как функционирует, какие у него недостатки и достоинства, а также насколько он надежнее и лучше по сравнению с классическим автоматом.

Что такое вариатор и как он работает?

Вариатор — автоматическая коробка передач, которая передает крутящий момент от двигателя к колесам и плавно регулирует передаточное отношение в определённом диапазоне. Изменение передаточного отношения может происходить автоматически по программе или вручную. В автомобилестроении этот тип трансмиссии также называют CVT (Continuously Variable Transmission).


Фото: Олег Лозовой / РБК

Интересно, что вариатор появился раньше, чем привычные нам автоматические коробки передач, но применяли его не на машинах. Патент на него был получен ещё в конце девятнадцатого века и сначала его использовали для регулирования скорости вращения валов на станках.

Первый автомобиль с такой трансмиссией появился только в 1950-х годах. Вариатор начали устанавливать серийно на автомобили марки DAF, которая в то время производила грузовики и легковые машины. Потом его стали ставить на некоторые модели Volvo. В конце 1990-х и начале 2000-х вариатор с фирменным наименованием Tiptronic использовался на младших седанах Audi. Широкое распространение вариаторы получили только сейчас.

Существуют различные типы вариаторов: клиноременные с изменяемым диаметром шкивов, цепные, тороидальные.

Автомобиль с такой трансмиссией внешне ничем не отличается от машин с обычным автоматом: две педали и рычаг переключения режимов (P, R, N, D), аналогичный машинам с традиционной АКП. Однако вариатор функционирует иначе — у него нет фиксированных передач. Изменение передаточного отношения происходит плавно и незаметно благодаря ремню или цепи, вращающемуся по специальным коническим шкивам в разных положениях.

Диаметр шкивов в месте вращения ремня или цепи определяет передаточное отношение. Изменяется скорость вращения и крутящий момент выходного вала, который передает тягу на приводы и колеса. При работе вариатора отсутствуют толчки при трогании с места, а также переключения передач.


Фото: Олег Лозовой / РБК

Плюсы вариатора

  • Плавность хода. Вариатор благодаря отсутствию переключения передач обеспечивает более гладкий ход по сравнению с другими типами автоматических трансмиссий.
  • Динамичный разгон. Из-за отсутствия переключения передач в вариаторе, как и в других типах коробок передач, мощность передаётся непрерывно. В результате этого разгон таких машин становится более плавным и динамичным.
  • Высокий КПД. Вариатор повышает эффективность работы силовой установки автомобиля, снижая потери в процессе функционирования. Экономия энергии может составить 5-10% по сравнению с другими типами автоматных коробок передач.
  • Экономичность. Высокая эффективность вариатора обуславливает меньший расход топлива по сравнению с автоматическими коробками передач, что увеличивает экономичность автомобиля.


Фото: Renault

Минусы вариатора

  • Монотонные ускорения. Да, вариатор придает машине большей динамичности, однако отсутствие переключений иногда препятствует быстрому разгону. Управление силой двигателя во время обгона на автомобиле с вариатором более сложное.
  • Сложная электроника. Современные вариаторы оборудованы управляющей электроникой с сложным программным обеспечением. Часто возникают неполадки, требующие перепрошивки блоков управления.
  • Дорогостоящее обслуживание. Вариаторы работают с особыми смазками, которым требуется замена при обслуживании. Межсервисный интервал у таких трансмиссий небольшой, но масло для вариаторов стоит очень дорого. По этой причине его обычно не заменяют более дешевыми аналогами, так как применение неподходящей смазки может привести к серьезной поломке и дорогостоящему ремонту.

Что такое автомат и как он работает?

Автоматическая коробка передач — устройство, работа которого позволяет в процессе движения транспортного средства самостоятельно определять наилучшее передаточное отношение и переходить с одного на другое, упрощая для водителя трогание с места и выполнение переключений, подстраивая внешнюю скоростную характеристику двигателя под заданную водителем скорость движения в текущих дорожных условиях.


Фото: Kia

Гидромеханическая автоматическая трансмиссия состоит из двух основных частей: гидротрансформатора и редуктора. Гидротрансформатор выполняет функцию сцепления, а в редукторе все пары шестерен постоянно соединены. Благодаря такой конструкции получается компактный механизм с несколькими ступенями.

Гидротрансформатор включает два агрегата с лопастями: центробежный насос и центростремительную турбину. Между ними установлен реактор — направляющий аппарат. Насосная часть связана с коленчатым валом двигателя, турбинная — с валом коробки передач. Реактор в зависимости от режима работы может свободно вращаться или заблокирован обгонной муфтой.

Рабочая жидкость, откачиваемая лопастями насосного колеса на турбинное, передает крутящий момент от двигателя к коробке передач. В результате отсутствует жесткая связь между двигателем и трансмиссией. Это позволяет работать двигателю и останавливать автомобиль с включенной передачей, а также способствует плавности передачи тягового усилия.


Фото: Kia

Плюсы автомата

  • Легкое управление. Современный вариатор по удобству трогания с места и принципу действия не уступает автомату, но благодаря переключениям гидромеханическая коробка позволяет точнее регулировать тягу и лучше справляться при разгонах во время маневров и обгонов.
  • Простое и доступное обслуживание. Для гидротрансформатора нужна специальная жидкость, которую часто называют «маслом». Стоит она дешевле жидкости для вариатора, замена ее происходит реже. В современных автоматах электронных компонентов меньше, чем в вариаторах.
  • Высокая надежность. Классические конструкции гидромеханических автоматов уже более семидесяти лет. В течение этого времени конструкция прошла много этапов развития и совершенствования, поэтому по надежности по-прежнему является одним из лучших вариантов.


Фото: Toyota

Минусы автомата

  • Недостаточная динамика. Современные автоматы отличаются высокой скоростью и плавностью работы, но потери в гидротрансформаторе и микроразрывы потока мощности влияют на динамику автомобиля с такой трансмиссией.
  • Низкий КПД. Потери энергии и крутящего момента в жидкой части гидротрансформатора снижают эффективность работы системы. Эффективность силовой установки авто с автоматической коробкой передач всё же меньше, чем у автомобилей с механической КПП, роботизированной трансмиссией или вариатором.
  • Увеличение расхода топлива. По причине потерь в гидротрансформаторе расход топлива у автомобилей с автоматической коробкой передач обычно немного больше, чем у машин с другими типами трансмиссий.

Что лучше: вариатор или автомат?

Ответить на этот вопрос однозначно сложно, ведь каждая из трансмиссий имеет свои плюсы и минусы. Выбор типа автоматической коробки передач зависит от ваших целей и задач по отношению к автомобилю.


Фото: freepik.com

Вариатор превосходит классический гидромеханический автомат по некоторым техническим характеристикам. Это касается динамики разгона, экономии топлива и плавности хода из-за отсутствия переключений. Вместе с тем такая трансмиссия требует более сложного обслуживания электроники и может быть дорогостоящей в ремонте при необходимости.

Автомат не так эффективен, не обеспечивает такую же плавность хода и расход топлива у машин с такой трансмиссией немного выше, чем у схожих машин с вариатором. Тем не менее, он обеспечивает более интересные ездовые ощущения, лучше работает во время разгона и проще в обслуживании, обладает высокой надежностью.

Если динамика и экономичность важнее всего при выборе автомобиля, то стоит обратить внимание на вариатор. Для тех, кому нужна надежность, классический гидромеханический автомат станет лучшим выбором.

Краткие тезисы

  • Существуют три типа автоматических трансмиссий. Классический гидромеханический автомат, роботизированная трансмиссия и вариатор.
  • Вариатор (CVT) – Беступенчатая трансмиссия, изменяющая передаточное число плавно, без переключений.
  • Плюсы вариатораМягкий ход, стремительный разгон, высокая эффективность, экономичность.
  • Минусы вариатораПостепенное увеличение скорости, продвинутая электронная начинка, недешевое содержание.
  • Классический автомат использует гидротрансформатор и шестеренчатый редуктор.
  • Плюсы автоматаЛегко управлять, обслуживать просто, очень надёжно.
  • Минусы автоматаСниженная динамика, невысокая эффективность, увеличенный расход горючего.
  • Вариатор лучше для плавной езды и экономии топлива, автомат – для надежности и резких ускорений.
  • Выбор зависит от приоритетов: экономичность и комфорт (CVT) или надежность и динамика (АКП).

Авторы
Теги