
Игнатенко рассказал, кому взять кредит на машину будет сложно.

Июль принес россиянам множество нововведенийИзменения затрагивают водителей, и не только: помимо ужесточения штрафных санкций власти ограничили количество выдаваемых автокредитов.
В чем суть новшества
Из-за высокой закредитованности населения власти ограничили выдачу потребительских и автокредитов. По мнению специалистов, до 80% всех машин в стране покупают в кредит. У многих россиян уже есть другие кредитные обязательства, поэтому справиться с долгами становится очень трудно. Купить автомобиль без кредита могут лишь около 15–25% граждан.
В апреле на заседании совета директоров регулятор принял. решение С 1 июля 2025 года действуют ограничения на выдачу кредитов. В их рамках для банков с универсальной лицензией и микрофинансовых организаций устанавливаются количественные лимиты на автокредиты и потребительские кредиты под залог транспортного средства.
Центральный банк заметил, что банки и микрофинансовые организации широко предоставляли кредиты под залог транспорта. При этом большая часть (58%) таких займов была получена гражданами с долгами, превышающими 50% от дохода.
Изменения затронут клиентов, имеющих действующие займы. Банки и МФО смогут выдавать не более 5% автокредитов с предельной долговой нагрузкой (ПДН) 80% и не более 20% — с ПДН 50% от общего числа новых кредитов. Для получения кредита свыше 1 млн рублей потребуется официальное подтверждение дохода.
Регулятор считает, что новые правила не помешают гражданам получать кредиты на покупку автомобилей.

Нюансы
Директор департамента страхования и финансовых услуг АГ «Авилон» Андрей Игнатенко считает, что ограничения Центрального Банка на выдачу кредитов — это ответ на увеличение задолженности граждан.
Эксперт полагает, что многочисленные изменения 2024 года уже заметно снизили интерес к кредитованию, и новая мера только усилится этот тренд. Вскоре, возможно, банки откажут в кредитах большему числу потенциальных покупателей.
Говорящий подчеркнул, что ограничения в основном уменьшают доступность автокредитов для покупателей с большой нагрузкой по кредитам.
Директор департамента финансовых услуг ГК «Автодом» и ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрий Мольков отметил, что предсказать влияние ограничений по выдаче кредитов на продажи автомобилей пока сложно, но подчеркнул, что доля продаж в кредит у самых популярных автомобильных брендов превышает 70%, что делает рынок очень чувствительным к любым изменениям в сферах кредитования.
Что ждет рынок
Тяжелостей с приобретением автомобилей из-за уже имеющихся проблем с кредитованием могут привести к еще большему снижению спроса на машины в России.
Рынок находится не в лучшей форме, продажи падают по сравнению с прошлым годом практически на 30%. Новые ограничения в сфере кредитования могут задержать восстановление рынка ещё дольше, считает Мольков.
По мнению Андрея Игнатенко, нынешние процентные ставки по кредитам на подержанные авто снизили спрос среди потенциальных покупателей, в то время как на новые автомобили эта тенденция не распространяется.
В 2025 году импортеры уделяют больше внимания программам субсидированного кредитования, что помогает поддерживать высокий уровень кредитной доли. Снижение ключевой ставки, произошедшее во многих случаях, переносится на фактическую ставку для клиентов, что привело к пропорциональному снижению.

Последние годы инфляция и другие процессы побуждают потребителей брать кредиты в разных областях, автомобильный бизнес не исключение. Поэтому сравнивать высокую закредитованность потенциальных покупателей автомобилей с общим трендом последних лет целесообразно, а действия ЦБ — это логичный фактор сдерживания роста долговой нагрузки граждан и банковских рисков.
Антон Шапарин, президент Национального автомобильного союза (НАС), подчеркнул вероятность непогашения долгов заемщиками, имеющими действующие кредиты и стремящимися получить новые. В связи с этим НАС высказало одобрение решению ЦБ об установлении ограничений на выдачу займов.
Влияет ли снижение ключевой ставки
Недавнее снижение Специалисты полагают, что снижение Банком России уровня ключевой ставки на 1 процентный пункт (с 21 до 20%) почти не повлияло на стоимость кредитов. Нагрузка по-прежнему остается для покупателей автомобилей высокой.
Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр считает, что небольшое понижение процентной ставки ЦБ практически незаметно для рынка автомобилей.
С учетом консервативного подхода Центробанка, речь идет о микропроцентах — 1, 2, 3%. При таком незначительном снижении ожидать чуда нельзя. Подходя к автомобильному кредиту, условно 22% или 28%, для меня как потребителя он одинаково дорог. Небольшое снижение ключевой ставки никак не сказывается на количестве продаваемых автомобилей.
Ирина Франк, генеральный директор компании Frank Auto, полагает, что кредиты всё ещё недоступны для большей части покупателей из-за высокой стоимости.
В РОАД сообщили о падении продаж автомобилей в России из-за снижения спроса.
Высокая ключевая ставка тормозит автокредитование: ранее каждый второй автомобиль продавался в кредит. Ожидается снижение ставки – для бизнеса уже 15% считаются высокой, а текущие цифры запредельные. Ужесточение условий кредитования также негативно скажется на рынке. РОАД рассчитывает на программы государственной поддержки отрасли: ситуация критическая.

Авторы
Теги