Автоинструктор объяснил запрет переключения АКПП на нейтраль на светофорах

VozBox  » Новости »  Автоинструктор объяснил запрет переключения АКПП на нейтраль на светофорах

Авто с АКПП, фото: vozbox.ru

Автомобили всё чаще комплектуются автоматическими трансмиссиями, независимо от типа: классическим «автоматом», вариатором или роботом. В них, как и в механике, есть режим «нейтраль», однако его применение со временем стало малоактуальным. Это особенно касается случаев временной остановки, например, в пробках или перед светофором. Автоинструктор с 25-летним стажем рассказал в интервью порталу vozbox.ru, стоит ли включать нейтраль в таких ситуациях, или лучше просто держать ногу на тормозе.


Рассмотрим разницу между режимами «N» и «P». В обоих случаях передача крутящего момента от двигателя к колёсам отсутствует: можно нажимать на газ, но движения не будет. Разница в фиксации: режим «P» блокирует привод на колеса, препятствуя катимости машины. В режиме «N» фиксации нет, и при ослаблении тормоза, особенно на склоне, автомобиль может покатиться.


Несмотря на это, множество водителей на каждой остановке привычно переключаются в нейтральную передачу, рассчитывая таким образом снять нагрузку с коробки передач, уменьшить вибрации или даже помочь охладить трансмиссию. Но действительно ли так всё работает?


Эта привычка появилась в начале 2000-х годов, когда появились первые роботизированные коробки передач. Первые «роботы», как правило, оснащённые одним сухим сцеплением, имели особенность: при остановке автомобиля не размыкали полностью сцепление. Даже стоя, механизм оставался в зацеплении, что со временем вызывало ускоренный износ. Чтобы избежать лишней нагрузки на трансмиссию, водителям приходилось самим переводить коробку в нейтраль при каждой остановке.


В наши дни роботизированные трансмиссии успешно справляются с этой задачей самостоятельно: при полной остановке машины электроника отключает сцепление без вмешательства водителя. Система действует точно и своевременно, поэтому ручной переход в «N» становится лишним.


С классическими автоматами ситуация аналогичная. Современные АКПП без проблем справляются с кратковременными остановками — будь то светофор или пробка, даже если автомобиль находится в режиме «D». Частое переключение между режимами «D» и «N» может быть вредным: каждый такой переход активизирует внутренние компоненты коробки — соленоиды, клапаны, фрикционные элементы. Лишняя нагрузка на эти механизмы со временем приводит к их преждевременному износу.


Режим “N” в автоматической трансмиссии почти незаметен в обычной езде, но бывают ситуации, когда его включение оказывается уместным. Например, жара за +30 градусов, дорога раскалена, вы стоите в пробке. Машина работает на холостом ходу, кондиционер максимально включан, двигатель нагревается. В таких случаях производители иногда советуют перевести коробку в нейтраль не для экономии топлива, а чтобы уменьшить тепловую нагрузку на агрегаты и дать системе охлаждения отдохнуть.


Это скорее исключение из правил, чем рекомендация для ежедневного использования. Режим «N» в автомате остаётся полезным лишь в ограниченном числе ситуаций: во время буксировки, при постановке на эвакуатор или, как уже говорилось ранее, в условиях экстремальной жары и длительной остановки.