
Специалист по обманам на платформе «Забор» рассказал о признаках поддельных изображений в объявлениях о продаже автомобилей.
Как понять, что автомобиль на фото настоящий, если его продают онлайн?
Однако при обращении к известным продавцам необходимо тщательно проверять документы, читать договор и уточнять важные детали. Материал не является рекомендацией услуг того или иного продавца.
— В какой момент вы вышли на рынок, и сколько автомобилей было доставлено с тех пор?
Идею создания Carwin.ru родили в конце 2007 года, а в феврале 2008-го сайт заработал и начал полноценно работать. Хорошо помним то время: во Владивостоке была автомобильная эйфория, объявления фирм по заказу авто висели чуть ли не на каждом углу. Правда, всё чуть не закончилось в конце того же 2008 года с введением новых пошлин, которые очень сильно ударили по авторынку. Многие тогда ушли с этой темы, а мы остались и теперь за плечами более 10 тысяч привезенных автомобилей.
— В чём главный риск при покупке автомобиля?
Главными причинами разочарования при покупке становятся спешка и недостаток желания со стороны клиента изучать детали. В наше время быстрых решений люди склонны выбирать по привлекательным изображениям, нежели тратя время на чтение и понимание нюансов.
— Покупают не то, что нужно? Вы о чем?
Рассмотрим, к примеру, Mercedes-Benz А-класса W177 с двигателем М260 объёмом два литра. У него хорошо известная проблема с клапанами и снижением компрессии. Обычно это становится заметно слишком поздно — по загорающемуся Check Engine и пропуском зажигания. Это конструктивный недостаток, который устраняется только заменой головки блока цилиндров в сборе. Дефект распространённый, затрагивает многие модели, включая популярные GLB, GLA и CLA. До покупки стоит немного узнать о этих машинах или двигателях, и сразу станет понятно, что не все современные Mercedes-Benz можно приобретать.
— А еще примеры?
— Обратный пример — хочу машину из Японии строго с автоматом. Старым и надежным. Никаких вариаторов, все ломучие, вот у соседа сломался. А машины с классическим гидротрансформатором из Японии — это в основном только «Мазды» и какие-то совсем старые модели «Тойоты» или «Хонды», фактически нет выбора. При этом современные вариаторы спокойно ходят 250+ тыс. км при должном уходе. Но приходится подбирать клиенту какую-то старую модель, иногда закрывая глаза на ржавчину и отсутствие выбора на аукционах. А ведь разобраться в надежности вариаторов несложно, сейчас есть масса клубных каналов и чатов с живыми отзывами и описанием опытом владения.
— В чем критически ошибаются покупатели?
Самое распространенное (и опасное) — сверхбыстрая покупка авто с аукциона. Мне не сегодня надо, даже вчера купить, некогда картинки разглядывать. Поставлю на лот с оценкой 4.5, вот завтра красненькая симпатичная торгуется, переплачу немного, но быстро заберу, придет как новая. Оценка 4.5 же — это может быть два-три крашеных элемента или много мелких, но заметных дефектов по кузову. И ставят такую оценку машинам только за маленький пробег. Такие ситуации фильтруем как можем, во всех гайдах на сайте прописаны подобные истории, но даже так не всегда можем победить желание купить быстро и не вникая.
— Но это решение покупателя. Что-то другое опаснее может случиться при заполнении документов?
Оплата пошлины — это отдельная деталь. Важно помнить, что платеж должен быть совершен от лица, на которого оформляется машина. Друзья и родственники не могут оплачивать пошлину вместо продавца авто, иначе возникнут сложности с таможней, которые приведут к возврату денег и повторной оплате. Это долгий процесс.
В практике случались ситуации, когда люди просили третьих лиц оплатить за них пошлину. Например: «У отца всегда проходят после работы около банка, мне некогда, я попросил его зайти оплатить за меня». В результате — задержка на месяц. Небрежность и невнимательность к инструкциям могут привести к финансовым затратам и срыву планов.
Часто встречается ситуация: «Я вчера уплатил пошлину, сегодня прилетаю во Владивосток, где мне забрать машину? Не готово еще? А я подумал, что быстро.» Подобные ситуации требуют от человека проживания в гостинице на неделю.
Чем можно определить мошенника среди покупателей?
— Таких признаков нет. Опытный мошенник действует строго по инструкции.
- Сайт с большим количеством изображений автомобилей, автовозов и парковок, сообщающий о двадцатилетнем опыте работы.
- Немедленное выполнение запросов, оперативный контакт с заказчиком, привлекательные предложения, своевременные ответы на вопросы.
- В поисковых системах и на сайтах появляются поддельные отзывы, в социальных сетях искусственно увеличивают количество просмотров, оставляют «нужные» комментарии. Все это теперь доступно быстро и по мелочам.
- Даже предоплату можно принять на юридическое лицо, а не на карты физических лиц — принято считать, что таким образом действуют настоящие мошенники.
- И, разумеется, цены не будут слишком низкими, чтобы не вызывать подозрений. Будут чуть ниже рыночных, а также всегда будут появляться особые интересные предложения.
Простым людям разобраться во всем этом трудно, немногие обратят внимание на дату регистрации ООО и мелкие детали договора, особенно когда предлагают выгодное предложение. Поэтому для проверки мошенничества эффективен простой способ: найти информацию о деятельности компании. Старые записи в социальных сетях, упоминания в новостях или публикации на сайте помогут понять реальную картину происхождения компании и сделать выводы.
— Застрахован ли автомобиль в процессе доставки?
— Если речь идет об ответственности грузоперевозчика, то да, практически на всех этапах груз застрахован, новые повреждения отремонтируют за счет грузоперевозчика. Но кроме случаев форс-мажора.
Они бывают редко, но иногда очень метко. Года четыре назад был сильный шторм в Японии, у нас на стоянке в Кобе мелкими летающими камнями повыбивало стекла, а следы на боковых панелях были — как будто дробью стреляли. В это же время в затопленной Йокогаме машины плавали по стоянке и бились друг об друга. Да, такое бывает редко, но бывает, виноватых вроде нет, это стихийное бедствие, но всегда берем ответственность на себя, даже вне рамок договорных отношений.
Пожар на судне «Ангара» в 2022 году – отдельный случай. Три машины сгорели, три пострадали. Всем клиентам выплаты сразу произведены, рассчитывали на скорое решение со стороны судоходной компании. Однако дело дошло до судебных разбирательств, полную компенсацию мы до сих пор не получили.
— Проверяете ли автомобили перед выдачей?
В ходе осмотра всегда делаем фотосъемку, чаще всего больше ничего не нужно. Если есть замечания: например, посторонний шум при движении или не нравится работа двигателя/трансмиссии, — перед выданнем непременно поедем на диагностику. Но это случается редко, обычно зимой начинаются всякие приключения с аккумуляторами и чеком на панели. Греем, меняем или заряжаем аккумулятор, снимаем ошибки, после этого только выдаем или перегоняем на отправку.
— Даете ли гарантию на машины с пробегом?
Были времена пика запросов на гарантию вариаторов. Тогда Nissan Note/Juke пользовались популярностью, им устанавливался JF015e от Jatco первой редакции — достаточно ненадежная конструкция. Мы предложили бесплатную гарантию, но при покупке машины с пробегом до 20 тыс. км и аукционной оценкой 5. Хотите знать, много ли было желающих? Ни одного! Машины с таким пробегом стоят дорого. Все хотят купить машину с пробегом 70–80 тыс. км и получить гарантию.
Гарантия на подержанные автомобили не всегда актуальна. Если машина выбрана качественно с небольшим пробегом, вероятность проблем при правильном обслуживании близка к нулю. Все это понимают. Если автомобиль имеет большой пробег и возраст старше пяти—семи лет, куплен по минимальной цене, то гарантийные обязательства должны быть тщательно продуманы, что увеличит стоимость для клиента. Такая услуга в целом не востребована и клиентами даже не спрашивается.
В каком порядке продвигается процесс: договор, поиск ресурсов, получение денег?
Первое – общение с клиентом, это важно и иногда сложно в процессе покупки машины. Объявления на сайтах типа «Дрома» переполнены предложениями «на заказ», цены там заоблачные. Но разговор всегда сводится к стандартному: «Эта машина уже нет, но можно заказать такую же, немного дороже». Поэтому всегда сообщаем реальные цены, по которым можно привезти тот или иной автомобиль с учетом всех нюансов и особенностей рынка продажи.
Люди стремятся самостоятельно подсчитать стоимость, обращаясь к китайским доскам объявлений, где изобилие предложений и фото высокого качества. В расчётах берутся за основу минимальные цены, которые как правило, указывают на три—пять элементов с окраской или результат аварии. В худшем случае товар не подходит для экспорта.
Вначале – связь с заказчиками без пустых заветов типа «Постараемся уложиться в ваш бюджет», а затем, после всех соглашений – стандартные процедуры: договор, оплата, поиск.
— Какие сроки доставки?
— В Японии, Китае и Корее обычно требуется примерно от трех с половиной до четырех недель, чтобы добраться до Владивостока. В пик лета время может быть меньше из-за очередей на границах и каникул в таможне, или больше.
— В какой валюте осуществляются расчеты? Есть ли скрытые риски?
— По порядку.
Япония
Оплата производится рублями на расчетный счет нашей компании. Мы сами осуществляем платежи в Японию от имени клиента с более выгодными условиями, чем при самостоятельной оплате через банк. Самостоятельно оплатить в Японии клиенты сейчас могут лишь несколькими банками, большинство под санкциями. В Краснодаре таковых нет.
Китай
Клиенты осуществляют оплату через банки с конвертацией «рубль → юань». Стремимся создать такую же схему, как в Японии, чтобы проводить платежи за клиентов и им не нужно было ехать в соседний город для посещения банка, но это затруднительно. Работа китайских банков с российскими юридическими лицами — настоящий вызов. Три пробных платежа застряли надолго, возвращаются очень медленно, но мы не останавливаемся. Будем продолжать попытки до успешного результата.
Корея
Чаще всего используется крипта, особенно при покупке подсанкционного автомобиля. Криптовалюта кажется простой в использовании: подъехать к обменнику с рубли на десять минут. Но у нее есть свои сложности, о которых никто не говорит. Например, если хочется продать автомобиль раньше трех лет владения, то налоговая отчетность будет неудовлетворительной. Таможня все чаще задает вопросы по оплате криптовалютой, и не всегда решения принимаются быстро и легко.