

Многие автомобилисты считают нынешнюю ситуацию на рынке временной: убеждены, что со временем вернутся Mercedes, BMW, Lexus и другие ушедшие бренды. Надежда на это есть, но стоит напомнить, что некоторые «недружественные» марки продолжают обеспечивать гарантию и запчастями дилеров, не мешая (а возможно, даже помогая) доставке своих автомобилей по параллельным схемам. Недавно мы писали большой материал на эту темуВследствие прямого и косвенного воздействия ограничений её присутствие на рынке заметно уменьшается.
Японские марки лидируют: во втором квартале было реализовано 8246 машин, что составило 2,1% от общего объема продаж. В первом квартале доля составляла 3,5%, тогда продано было 11 735 штук. Продажи автомобилей немецких марок снизились незначительно — с 7661 до 7037 штук, но из-за роста рынка на 17,5% их доля упала с 2,3% до 1,8%. Южнокорейские марки потеряли позицию наиболее заметно: с 9116 до 5837 машин и с 2,7% до 1,5% доли. Рассмотрим объемы продаж некогда популярных брендов этих стран.
В «большой немецкой тройке» наблюдается интересный расклад. Если раньше Mercedes-Benz и BMW шли примерно наравне, а Audi отставала, то сейчас ситуация изменилась. В II квартале BMW продал 2891 машину, Mercedes-Benz — 1660 (почти в два раза меньше), а продажи Audi фактически прекратились — 740 штук, или 246 в среднем за месяц. Volkswagen тоже не может похвастать большими объемами — 1171 машина с марта по июнь. В перечисленных брендах лидируют самые дорогие модификации самых дорогих моделей: поставки C-klasse или Audi A4 нерентабельны, да и мало кому потребителям они нужны. Например, у BMW лидерская тройка выглядит так: X5 (698 штук), X7 (541), X6 (384), а самой популярной из легковых стала 5-я серия с результатом 245 машин. У Mercedes-Benz лидируют пара GLS (346 штук) и GLE (317). BMW везут в основном из Германии (2320 штук в II квартале), Mercedes-Benz — оттуда же (1189 штук в II квартале).
В II квартале продажи Toyota составили чуть больше тысячи машин в месяц, всего с апреля по июнь на учет встало 3374 Тойоты. Ленд Крузеры — 601 штука, Camry — 844, за седаном идет RAV4 — 706. Avalon продается слабо (54 штуки), Corolla — 305, Hilux — 180 и так далее. Несмотря на запрет ввоза автомобилей с мотором выше 1,9 литра, с апреля по июнь на учет встало более тысячи Toyota, выпущенных в Японии. В I квартале таких было 1834 штуки. Похоже, запреты действуют и подсанкционный импорт иссякает.
В первом квартале серые и прочие дилеры реализовали в России 1635 автомобилей Mazda, а с апреля по июнь – только 982. Несмотря на то, что Mazda, как и многие другие марки, не покинула российский рынок, обеспечивая дилеров запчастями, следующий год станет решающим для решения о сохранении представительства. Вряд ли японцы будут просто так «держать место». Лидером в линейке остается компактный кроссовер CX-5 (378 штук), а вот китайский CX-4 на российских просторах не прижился: только 176 машин. Mazda 6, казалось бы, утратила свои позиции: все проданные в первом полугодии экземпляры были завезены в Россию еще до начала украинских событий. Склады практически закончились: за шесть месяцев года – всего лишь 11 автомобилей. Впрочем, это не более чем видимость: в Китае машину предлагают под именем Atenza, которая продается и у нас, правда, в весьма скромных объемах – только 215 штук во втором квартале.
Интересно узнать о показателях корейских марок — Kia и Hyundai. В отношении этих брендов также зафиксированы поставки с китайских предприятий, но незначительные. Общее количество реализованных автомобилей Hyundai во втором квартале составило 2637 штук, что на треть меньше, чем в первом. У Kia показатели лучше: 3123 против 5157.
Основные марки стран, называемых недружественными, достаточно быстро теряют долю рынка, превращаясь в узкоспециализированные продукты. В этом году станет понятно, исчезнут ли вообще такие марки или появится возможность возвращения на прежние позиции.
