Атом и Эволют получили зелёный свет от правительства.

VozBox  » Новости »  Атом и Эволют получили зелёный свет от правительства.

Продажи российских электромобилей пока скромны. Amberauto, Evolute и «МосквичаВсего было выпущено 289 единиц. По Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ № 2290-р от 23 августа 2021 года, на 2025 год планировался выпуск 44 000 электромобилей на заводах в России.

Концепция допускала установление с 2029 года обязательной доли продаж электромобилей для всех участников рынка — как для производителей, так и для импортёров. Ввиду нынешнего спроса на бюджетные электромобили это нереально — их придётся продавать по сниженной цене или раздавать бесплатно. Кроме того, с 2024 года Концепция предлагала установить минимальную долю электромобилей при закупках транспорта для госкомпаний и отдельных видов юридических лиц.

До сих пор таких мер не приняли, но это не значит, что их не планируют и не примут позже. Почему мы не исключаем такую возможность, а наоборот, считаем её очень высокой? Потому что сейчас правительство приняло беспрецедентные меры поддержки производителей электромобилей в России. Сразу заметим, что речь вовсе не о субсидиях и льготных кредитах, хотя и это уже немало. Например, синдицированный кредит в 24 млрд рублей, выданный под налаживание сборки электромобиля Atom, предполагает срок окупаемости проекта до 30 лет!

Массовое производство необходимо для возврата таких кредитов. Производитель машины Atom, АО «Кама», должен иметь исключительные возможности по ценообразованию для успешного выхода этой модели на рынок. Сборка из китайских комплектующих — затратная, а из российских — ещё дороже. Правительство РФ предоставило компании «Кама» такие возможности. Компания «Моторинвест» уже использует эти возможности для выпуска ( пока отвёрточным методом) «зелёных» автомобилей Evolute на заводе в Липецкой области.

Трое участников рынка, работающих с Минпромторгом и знающими детали начисления и компенсации утильсбора для электромобилей и последовательных гибридов, сообщили о действующем пониженном уровне локализации для полной компенсации сбора — меньше 3701 балла, необходимых для легковых машин с ДВС. Одни источники утверждают, что в этом году производителю электромобиля достаточно подтвердить локализацию на 1000 баллов, а этот порог сохранится до 2028 года. Другие говорят, что в текущем году целевая планка локализации для «электричек» и последовательных гибридов составляет 800-900 баллов, но к следующему году её могут повысить до 1600 баллов.

Сейчас тысячу баллов без труда закрывают утвержденные объемы НИОКР: например, по изготовлению сборочных единиц отверток или по проектам, никак не связанным с производством текущих заводских моделей.

Почему российским производителям электромобилей и последовательных гибридов льготы предоставляются именно в этом году? Объяснение простое: с 1 января 2025 года утилизационный сбор для этих видов легковых машин увеличился в двадцать раз и сравнялся с сбором на машины с двигателями внутреннего сгорания объёмом от литра до двух, который составляет 667 400 рублей. Если для электромобилей и последовательных гибридов оставить целевую планку полной компенсации утилизационного сбора в 3701 балл, как и для обычных машин, то сборку Атома вообще не стоит начинать, а сборку «Эволютов» — сворачивать.

Минпромторг освободил от утилизационного сбора Atom, пока не запущенный в производство, все модели Evolute и электромобили марки Amber, выпускаемые на Автоторе. Схема начисления «утиля», сроки его уплаты и последующей компенсации остаются для всех одинаковыми.

По словам участников обсуждения целевой нормы локализации для электромобилей и гибридов, АвтоВАЗ резко возражал, но изменить решение не удалось.

Рисуется следующая картина. Правительство предпринимает все для подготовки производства электромобилей и последовательных гибридов, запуска их в производство и обеспечения широкими возможностями производителей «зелени» при ценообразовании. Не означает ли это, что после начала массовой сборки электромобилей и последовательных гибридов, увязанной на локализацию высоковольтных батарей и ячеек, правительство начнёт пересаживать рынок на «электрички» в добровольно-принудительном порядке? Да, именно такой вывод напрашивается. Судя по всему, первыми под «удар электрическим током» попадут таксопарки в городах-миллионниках, затем — многочисленные государственные учреждения. «отдельные виды юридических лиц»Принудит ли государство обычных водителей покупать электромобили, пусть и косвенно, например, введя налог на автомобили с двигателем внутреннего сгорания?

Интересно, кому это выгодно? Поделитесь своими мыслями в комментариях. Для более полной картины привести две цитаты. По поводу предоставления кредитной линии в размере 24 миллиардов рублей ОАО «Кама» на запуск производства Атома. . Максим Решетников, министр экономического развития: Выпуск электромобилей тесно связан с нацполитикой по снижению выбросов парниковых газов, так как этот вид транспорта экологичен. Игорь Шувалов, председатель ВЭБ.РФ: Этот проект преследует амбициозные цели, демонстрируя потенциал российской промышленности в сфере передовых технологий. Правительство считает его первостепенным и внесло в программу «Фабрики проектного финансирования».

Электромобиль Атом