

Долив антифриза, фото: vozbox.ru
Выбор охлаждающей жидкости до сих пор представляет сложности для многих автовладельцев. Возникают вопросы: допустимо ли смешивать жидкости разных цветов? Чем тосол отличается от антифриза? И почему оба термина используются как синонимы? Для размышления над этими вопросами портал vozbox.ru обратился к владельцу сети автосервисов.
Охлаждающая жидкость — важная составляющая системы охлаждения двигателя. Её назначение — эффективно отводить тепло от работающего мотора. За рубежом такие жидкости называют антифризами (от английского «против замерзания»). Это сложный химический состав, созданный для предотвращения перегрева, замерзания и коррозии. Антифриз циркулирует по системе с помощью помпы, проходит через радиатор и поддерживает оптимальный температурный режим работы двигателя.
В отличие от воды, антифриз предназначен для работы в экстремальных температурных режимах. Он гарантирует стабильное функционирование двигателя как при высокой температуре воздуха, так и при минусовых показателях.
Тосол, часто именуемый антифризом, имеет свою историю. В СССР в 1970-х годах требовалась отечественная охлаждающая жидкость для автомобилей ВАЗ. Вместо импортного Paraflu 11 советские инженеры разработали собственный состав. Разработка проводилась Отделом технологий органического синтеза (отсюда «ТОС»), а окончание «ОЛ» указывает на спиртовую основу — этиленгликоль.
С развитием технологий и появлением новых двигателей классический советский тосол потерял свою актуальность. Его производство прекратили, но название осталось в обиходе. Сегодня «тосолом» часто называют любую синюю охлаждающую жидкость, не обращая внимания на её состав — так же, как слово «ксерокс» обозначает любой копировальный аппарат, а не только продукцию компании-производителя.
На рынке доступны различные охлаждающие жидкости под названием «тосол», особенно в низком ценовом сегменте. Необходимо быть внимательным: за одним и тем же названием может скрываться разный химический состав. Специалисты советуют воздержаться от смешивания жидкостей разных производителей, даже если они похожи по цвету или консистенции.
При смешивании тосола с другими видами антифризов необходимо проявлять повышенную осторожность. Разные технологии производства, ингибиторы и добавки могут вызвать нежелательные химические реакции, вредящие системе охлаждения. Чтобы предотвратить риски, лучше использовать только имеющуюся в системе жидкость. Наиболее безопасный способ — придерживаться продукции одного бренда.
Многие водители полагаются на цвет охлаждающей жидкости, веря, что одинаковый оттенок указывает на совместимость. Это заблуждение. Краситель нужен только для безопасности – чтобы не спутать антифриз с водой, поскольку он ядовит. Цвет также помогает визуально следить за уровнем, но на состав никак не влияет.
Тосол — это разновидность антифриза, разработанная в СССР, но его нельзя смешивать с современными жидкостями из-за химической несовместимости, которая может привести к поломке системы охлаждения. Современные антифризы создаются с учётом сложной конструкции моторов и различных материалов. Поэтому выбирать охлаждающую жидкость следует по рекомендациям производителя автомобиля, а не по цвету или цене.