Аннулирование сертификатов для машин из ЕАЭС и их снятие с учета.

VozBox  » Новости »  Аннулирование сертификатов для машин из ЕАЭС и их снятие с учета.

Специалист Шапарин: транспортные средства, зарегистрированные в странах ЕАЭС, могут быть исключены из учёта.
Президент поставил задачу разработать систему аннулирования сертификатов на изделия, полученных нарушившим порядок в государствах Евразийского экономического союза. Данное решение окажет непосредственное влияние на российских автолюбителей. Часть машин может потерять статус транспортного средства.

Поручение президента В результате встречи Владимира Путина с российскими предпринимателями в мае принято решение о разработке механизма отзыва сертификатов для товаров, выданных странами Евразийского экономического союза с нарушением правил. грубых нарушений В сфере сертификации данный запрос существенно скажется на автомобильном транспорте.
Говоря о возможности аннулирования сертификатов как для автомобилей, так и для их комплектующих. Последствия коснутся и граждан, имеющих в собственности.
импортными автомобилями.

Что произошло

Перечень поручений 16 июля на сайте Кремля был опубликован документ, предусматривающий возможность прекращения действия или признания недействительными в России документов об оценке соответствия продукции, выданных (принятых) странами Евразийского экономического союза с нарушением обязательных требований либо установленных процедур подтверждения соответствия продукции. Также предложены механизмы приостановления выпуска в обращение, приостановления обращения и изъятия с рынка такой продукции.

Мишустин, Михаил, ответит за исполнение указа правительства к тридцатому декабрю.

Для массовых продаж автомобилей в странах ЕАЭС необходим сертификат Одобрения типа транспортного средства (ОТТС). Получить его могут только производители или их официальные представители на территории ЕАЭС. Для импортных автомобилей иностранный производитель решает о получении ОТТС на тип автомобиля для ЕАЭС и по соглашению наделяет одного из своих официальных представителей, проживающих в союзе, правом быть единственным заявителем на ОТТС. При получении ОТТС действует принцип «один заявитель — одно ОТТС на тип». ОТТС действителен на территории всех стран ЕАЭС, разрешение в каждой стране не требуется.

Чаще всего заявку подаёт житель России, так как страна является крупнейшим рынком среди стран ЕАЭС. Однако бывают и исключения. В поручении Путина идёт речь о разрешениях, выдача которых могла быть совершена с нарушениями.

Оно же касается и автомобилей, ввезенных отдельными партиями.
Регистрация таких машин осуществляется при получении СБКТС — Свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства.
Эти документы также оформляются во всех странах — участниках ЕАЭС, но по закону СБКТС может получить только физическое лицо.

Какие прецеденты

Механизм изъятия ранее выданных сертификатов в государствах ЕАЭС пока не разработан. Но прецедент прекращения действия разрешительных документов уже имеется, по словам Шапарина. Речь идет о запрете со стороны Росстандарта на поставки и продажу грузовиков китайской фирмы Shacman.

В феврале 2025 года Росстандарт приостановил действие сертификатов соответствия (ОТТС) на грузовики Shacman типа SX3258 в восемнадцати вариантах. объявил через официальный сайт.

В Росстандарте отметили, что результаты внеплановой выездной проверки официального представительства по согласованию с органами прокуратуры показали несоответствие транспортных средств типа SX3258 ряду обязательных требований к колесным транспортным средствам в части шумовых ограничений, задних противоподкатных и боковых защитных устройств.

Проверка привела к убыткам компании Shacman примерно в 116 миллиардов рублей. Около 13 тысяч новых машин оказались непригодными для использования. Паспорта транспортных средств у грузовиков, уже эксплуатировавшихся, были аннулированы. Владельцы купленных грузовиков испытывали сложности при эксплуатации и регистрации техники.

«Росстандарт аннулировал СБКТС на грузовики Shacman, выданные по результатам испытаний в Беларуси, был аннулирован. Глава НАС Шапарин сообщил, что аналогичная ситуация с китайской компанией Sitrak: одобрение типа на их автомобили выдано на основании протоколов из Беларуси, по которым есть претензии. Проверка Sitrak проводится уже длительное время.

Обнаружено несоответствие устройств вызова на грузовиках Sitrak установленным нормам. экстренных оперативных служб Филиал Управления по защите прав потребителей обратился в суд с просьбой обязать Росстандарт заставить изготовителей отозвать машины, оборудованные стандартными GPS-трекерами. поручению 18 экспертов ФГУП «НАМИ» начали изучение документов, выборку образцов и проведение инструментальных испытаний по поручению первого вице-премьера Дениса Мантурова.

На заседании комиссии Госсовета по направлению «Промышленность» в феврале 2025 года глава Минпромторга Антон Алиханов выступил с предложением ужесточить процедуру сертификации иностранных автомобилей и призвал провести проверку соответствия машин из серийных партий. Министр привел примеры с тремя китайскими производителями грузовиков, которые, по его мнению, «просто нельзя допускать на дороги», но конкретных производителей не назвал.

Чего ждать автомобилистам

Анатолий Семенов, заместитель председателя комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, считает, что обсуждение аннулирования сертификатов, выданных в странах ЕАЭС, призвано сформировать правовую базу для признания их недействительными на территории России.

Россия не способна воздействовать на коррупцию или другие нарушения в других странах, но устанавливает механизм отмены их действия в Российской Федерации и юридических последствий, связанных с этим (в том числе регистрации транспортных средств).

Специалист указал, что реализация подобной системы может негативно сказаться на автовладельцах машин, прошедших сертификацию с нарушением требований в странах ЕАЭС.

Подобная ситуация, как с реализацией похищенных авто на лизинг. Покупатель кажется не виновным, но рискует остаться без машины.

Антон Шапарин разделяет это мнение.

Говорим о множестве утверждений и сертификатов, выданных на основе испытательных протоколов стран Евразийского экономического союза или полных сертификатов этих стран. Контрольные проверки могут стать причиной отзыва одобрения типа транспортного средства.

В сфере автокомпонентов также могут обнаружиться многочисленные нарушения.

Выдан большое число протоколов по сообщениям о сертификации различных объектов, например шин. Протоколы испытаний активно оформляются в ряде стран ЕАЭС. Казахстан и другие страны не реагируют на просьбы Росстандарта провести контрольно-надзорные мероприятия и отозвать документы, используемые для выхода на единый рынок стран ЕАЭС. Было выпущено множество протоколов испытаний и сертификатов с грубейшими нарушениями.

Законодатели могли заметить тенденцию «сертификационной миграции»: компании выбирают оформление документов в других государствах Евразийского экономического союза, поскольку там процесс проходит оперативнее, дешевле и с менее строгими требованиями.

Партнёр указал, что усиление контроля без совершенствования системы сертификации может вызвать затруднения у импортёров и производителей.

Возможно, новое постановление правительства предназначено для противодействия стремлению компаний переноситься в более благосклонные правовые системы, сохраняя при этом выход на российский рынок.