
Одно из значений французского глагола «amortir» — смягчать. Что же смягчают амортизаторы, установленные на любой машине?

Что такое амортизатор
Амортизатор — часть подвески автомобиля, предназначенная для уменьшения колебаний кузова на неровностях дороги и во время разгона/торможения. В легковых автомобилях по одному амортизатору устанавливают в каждой колесной нише. В внедорожниках, созданных для сложных условий, количество амортизаторов может быть увеличено вдвое.
Вначале на автомобилях с рессорной подвеской применялись механические амортизаторы с гашением колебаний кузова за счет трения фрикционных дисков. В 1930-х годах появились более долговечные и эффективные гидравлические амортизаторы, конструкция которых эволюционировала к середине XX века до общепризнанного телескопического типа. Эта схема используется и сейчас, параллельно развиваются и другие варианты, например, настраиваемые вручную или автоматически.
Для чего нужен амортизатор
Эффективность амортизатора в гашении колебаний кузова определяет управляемость автомобиля. Жесткость амортизатора влияет на плавность хода. В случае с распространенной подвеской McPherson амортизатор, являясь частью стойки, кроме своих прямых функций, выполняет роль опорного элемента подвески, заменяя верхний рычаг.
Устройство амортизатора

Схема строения амортизатора
В составе любого амортизатора, вне зависимости от его вида, есть:
- Рабочий цилиндр, наполненный гидрожидкостью с заданными параметрами.
- Поршень, расположенный внутри корпуса и перемещающийся по штоку, связанному с автомобильным кузовом или, при установке амортизатора в перевернутом положении, рычагом подвески.
- Система калиброванных клапанов для управления потоком рабочего вещества в камерах амортизатора.
Как работает амортизатор
Амортизаторы преобразуют движение штока с поршнем, который сталкивается с сопротивлением перетекающей гидравлической жидкости во время преодоления неровностей, в тепло и рассеивают его.
- Положение колеса меняется наверх, заставляя перемещаться шток со штокпоршнем внутри амортизатора.
- В поршень через открывшиеся клапаны поступает часть гидравлической жидкости из камеры, соединяющейся с рабочей.
- При проезде через «лежачий полицейский» пружина амортизатора сжимается, выталкивая ствол со штоком в противоположную сторону.
- Обратный клапан пропускает гидравлическую жидкость обратно в рабочую полость. В процессе перекачки масло поглощает энергию колебаний кузова из-за своей вязкости.
Типы амортизаторов
В массовом производстве автомобилей применяются амортизаторы трёх видов: отличаются строением, показателями и стоимостью. Во всех моделях содержится гидроликвид, вне зависимости от народных наименований.

В каждом амортизаторе, независимо от того, как его называют, есть гидравлическая жидкость.
Двухтрубный масляный
Телескопический масляный амортизатор включает два цилиндра, один вставленный в другой. Внутренний, рабочий цилиндр содержит шток с поршнем, закрепленным на кузове. При преодолении неровностей поршень выталкивает масло во внешний, компенсационный цилиндр. Возвращение автомобиля на ровную поверхность вызывает обратную перекачку масла через клапаны в поршне.
Преимущества амортизаторов такого типа заключаются в следующем:
- Дешевизна;
- Компактность;
- Мягкость, обеспечивающая более плавный ход.
- Возможность функционирования устройства даже с наличием мелких деформаций корпуса.
Недостатки:
- Телескопический принцип работы схемы затрудняет отвод тепла. В результате интенсивной езды по ухабистой дороге жидкость амортизатора может начать пениться, что ухудшает его работу.
- Установка возможна только вертикально.
- Транспортирование, хранение и установка возможно только в положении, не превышающем 45 градусов от вертикали.
- Если правило не соблюдено, воздух из компенсационной камеры переходит в главную, и амортизатор останавливает работу.
Масляные амортизаторы с двумя трубами подходят для езды по дорогам с неровностями.
Двухтрубный газовый
Главное отличие этих амортизаторов от масляных двухтрубных — заполнение камеры газом (обычно азотом) при давлении 6–8 атмосфер. Из-за этого их называют также амортизаторами с газовым подпором низкого давления.
Преимущества двухтрубных газовых амортизаторов:
- Газовый подпор задерживает момент вс пен нивания рабочей жидкости, сохраняя эффективность работы амортизатора на скоростях и неровностях.
Недостатки:
- Стоимость выше, чем у двухтрубных масляных амортизаторов;
- Перевозка, хранение и установка оборудования с отклонением от вертикали более 45° могут привести к потере работоспособности.
- Твердость, как правило, больше, чем у двухтрубных масляных амортизаторов, что негативно влияет на мягкость езды.
Двухтрубные газовые амортизаторы повышают управляемость машины во время активной езды, даже по плохому покрытию.

Двухтрубный, однотрубный и перевёрнутый однотрубный амортизаторы.
Однотрубный газовый
Данный амортизатор не телескопический из-за наличия только одной трубы. Внутри трубы расположена полость, наполненная газом под давлением до 30 атмосфер. Полость разделена с камерой, содержащей гидравлическую жидкость, подвижным дополнительным поршнем, который плавает. Влияние гидравлической жидкости, поступающей через клапаны в основной поршень из рабочей камеры при преодолении неровностей, приводит к сжатию газовой «подушки». При возвращении автомобиля на ровную поверхность масло перемещается обратно.
Преимущества однотрубных газовых амортизаторов:
- Отсутствие двойного корпуса заметно повышает охлаждение амортизатора, предотвращая перегрев и образование пены в рабочей жидкости.
- Увеличенный срок службы;
- Можно перевозить, хранить и устанавливать под любым углом.
Недостатки:
- Цена высока из-за более строгих норм качества компонентов.
- Повышенная жесткость;
- Строгое требование к целостности стенок цилиндра.
Газоамортизаторы с одним цилиндром подходят для быстрой езды на ровных дорогах.
Проверка амортизатора
Амортизатор непрерывно функционирует, осуществляя примерно 1000–1300 циклов сжатия/отбоя на каждый километр пробега. Средний срок службы амортизаторов составляет 50 000–75 000 км в зависимости от модели, но износ может быть более ранним при агрессивной манере вождения, особенно на неровных дорогах. Поэтому целесообразно осматривать состояние амортизаторов каждые 10 000–15 000 км. Как это осуществить?

На подъемнике можно обнаружить внешние повреждения амортизаторов, коррозию и следы протечек масла.
- Самый простой способ — визуальный осмотр. Он поможет выявить видимые повреждения амортизаторов, коррозию и следы утечки гидравлического масла. Определить состояние системы клапанов, которая также изнашивается во время эксплуатации, таким методом невозможно.
- Проверка автомобиля по неровной поверхности. Ощутимая крена кузова при попадании в выбоины или препятствия – повод для беспокойства.
- Сильное наклонение авто во время быстрой езды и торможения – возможно, проблема с амортизаторами.
- Быстрый и неровный износ покрышек может указывать на проблемы с амортизаторами.
- Обратите внимание на работу системы ABS. Частые срабатывания в привычном месте движения могут указывать на неисправность амортизаторов.
- Постукивание амортизатора требует немедленного ремонта.
- Проверку амортизатора, снятого с автомобиля, проводят на вибростенде или другом специализированном стенде в автосервисе.
Причины поломки амортизатора
С течением времени амортизатор теряет работоспособность вследствие старения гидравлической жидкости, ухудшения эластичности сальников, образования абразивных продуктов износа и попадания внутрь камер грязи.
- При столкновении колеса с выбоиной происходят сильные толчки, это особенно заметно в холодное время года, когда густая из-за простоя гидравлика не справляется.
- Дорожное движение на машине с избыточным грузом приводит к деформации подвески.
- Износ деталей подвески увеличивает нагрузку на амортизаторы.
- Продолжительное стоять оказывает негативное влияние и на амортизаторы. Окисление масла приводит к коррозии клапанов.
Авторы
Теги