
Рассказываем о системе ABS: устройство, принцип работы и действия при возникновении аварийной ситуации.

Что такое ABS?
Аббревиатура ABS расшифровывается как anti-lock braking system, а в русском варианте обозначает антиблокировочную систему. ABS — система, которая предотвращает блокировку колес автомобиля при торможении. Принцип ее работы следующий: если во время интенсивного торможения одно или несколько колес машины блокируются и начинают скользить по дороге, АБС автоматически ослабляет давление тормозной жидкости в соответствующей магистрали, и колесо вновь начнет вращаться. Если водитель постоянно нажимает педаль тормоза, то этот процесс блокировки-разблокировки колеса в скольжении продолжается до конца торможения и осуществляется несколько раз в секунду. Такая работа тормозной системы с АБС позволяет автомобилю оставаться управляемым даже во время интенсивного и экстренного торможения.
Зачем нужна ABS?
Главная задача ABS — сохранение управляемости транспортного средства во время движения. Помимо этого у него есть и другие важные свойства.
- Обеспечить управление автомобилем при сильных и аварийных торможениях.
- Обеспечение равномерного и прямолинейного торможения на поверхностях с неравномерным покрытием и различным коэффициентом трения.
- Уменьшение длины тормозного пути на гладких, прочных поверхностях с однородным покрытием и хорошим коэффициентом трения.

Система ABS предназначена для поддержания управляемости автомобиля при сильных и внезапных торможениях.
Как устроена ABS
Система АБС, являющаяся частью стандартной тормозной системы большинства современных машин, состоит из следующих элементов.
- Датчики скорости
Датчики скорости функционируют по принципу магнитной индукции и крепятся неподвижно к ступице каждого колеса, в некоторых системах АБС — к редуктору задней оси. Катушки представляют собой магнитные катушки. В каждой ступице размещен зубчатый венец. При вращении колес в катушке возникает ток, сила которого пропорциональна скорости вращения. Данные, полученные датчиками, передаются на электронный блок управления ABS.
- ЭБУ (Электронный блок управления)
Электронный блок управления обрабатывает информацию от датчиков, определяет время блокировки колёс, контролирует давление рабочей жидкости в тормозной системе и по требованию направляет управляющие сигналы блоку с клапанами для перекрытия нужного тормозного контура.
- Модулятор с клапанами
Модулятор с клапанами встроен в главную тормозную магистраль. При сигнале от блока управления электронным распределителем первый клапан модулятора кратковременными импульсами перекрывает путь тормозной жидкости, тем самым регулируя давление в тормозных механизмах.
- Гидроаккумулятор
Гидроаккумулятор регулирует давление в системе. При достижении максимального давления второй электромагнитный клапан отводит тормозную жидкость в гидроаккумулятор. При нехватке жидкости она возвращается из гидроаккумулятора в тормозную магистраль.
- Насос ABS
Насос, обычно кулачковый, встраивается в антиблокировочные системы не во всех случаях и активируется лишь при срабатывании АБС, обеспечивая быстрый возврат давления в тормозной системе машины.
Как работает ABS
Как функционирует система антиблокировки колес?
При сильном нажатии на педаль тормоза слышен характерный звук «трещотки» и пульсация педали. Это указывает на срабатывание антиблокировочной системы. После этого контроль торможения переходит не только к водителю, но и к ЭБУ системы АБС. Датчики измеряют скорость вращения колес и давление в тормозной магистрали. Компьютер рассчитывает необходимую скорость замедления для данной ситуации и посылает команду модулятору, чтобы перекрыть один или несколько тормозных контуров. При совпадении скорости замедления с проектной доступ жидкости к контуру восстанавливается. В современных системах ABS операция может производиться до 18-20 раз в секунду для каждого контура. Это не допускает блокировки колес при экстренном и интенсивном торможении, сохраняя управляемость автомобиля.

Система ABS предотвращает блокировку колёс во время экстренного и сильного торможения, сохраняя управляемость автомобиля.
Виды ABS
Существуют различные типы антиблокировочных систем.
- Система с четырьмя каналами использует четыре датчика для контроля каждого колеса отдельно. По состоянию на сегодня она считается самой эффективной.
- Трехканальная система оснащена тремя датчиками: одним для задней оси и двумя для передних управляемых колес.
- Двухканальная система функционирует с помощью отдельных датчиков, установленных на передней и задней оси.
- Система с одним каналом имеет только один датчик на заднем мосту, который активируется при блокировке двух задних колёс.
Первые антиблокировочные системы были одноканальными и функционировали исключительно на задней оси автомобиля. Механизмы срабатывали одновременно и одинаково воздействовали на оба колеса задней оси. Современные антиблокировочные системы поддерживают четыре канала, по одному на каждое колесо, каждый из которых может работать автономно.
В дальнейшем функционал антиблокировочной системы расширился, и с помощью настроек электронного блока управления в нее интегрировали систему распределения тормозных усилий EBD. Эта система работает на опережение и при экстренном торможении контролирует распределение тормозных усилий на механизмы до возникновения блокировки колес. Позже к работе ABS и EBD добавили датчики положения рулевого колеса, дроссельной заслонки и поперечного ускорения. Это позволило «зашить» в блок АБС противобуксовочную систему и систему стабилизации ESP. Последняя от производителя автомобиля носит разные товарные названия и также может называться ASR, DSC, VDC и т.п.
Не работает ABS
В автомобилях нового поколения индикатор на панели приборов сигнализирует о неполадках антиблокировочной системы. Горит лампочка ABS, что может свидетельствовать о некоторых проблемах:
- Обрыв проводов
- Датчики антиблокировочной системы загрязнились и перестали функционировать.
- На ступице колеса повреждён зубчатый венец.
- Перестал работать ЭБУ системы
В любом случае загоревшийся индикатор требует обращения в сервисный центр. Особенно это актуально, если он загорелся во время движения машины. В таком случае необходимо проявлять максимальную осторожность и внимательность, особенно при интенсивных замедлениях или резких торможениях.
Прежде чем ехать в автосервис, можно попытаться самостоятельно устранить неполадку или хотя бы выяснить её причину. При выявлении проблем с работой ABS необходимо визуально осмотреть все элементы системы. Сначала следует проверить блок управления на наличие воды внутри устройства или повреждений корпуса. Блок управления расположен рядом с распределителем тормозных усилий. Для собственной безопасности важно отключить аккумулятор, чтобы обесточить машину.
Также можно самостоятельно проверить исправность предохранителей. Несколько электронных компонентов системы антиблокировки расположены на общем щитке под капотом и обозначены соответствующими метками.
В случае наличия домкрата или ямы в собственном гараже, провода, подключенные к датчикам на колесах, можно проверить в области ступиц. Такая проверка может выявить отсоединившиеся провода или притертости и повреждения на них.

Визуальный осмотр позволяет выявить отсоединенные провода и повреждения, такие как потертости.
Советы по эксплуатации ABS
Для повышения точности и эффективности работы системы ABS нужно:
- Следите за давлением в шинах. Оно должно быть равным показаниям, указанным производителем. Точность измерения скорости вращения колес прямо связана с радиусом колеса, который в свою очередь зависит от давления в шинах.
- Зимой избегайте чистки колесных арок и тормозов от льда и противогололёдных средств.
- Следите за указаниями на панели приборов, и в случае возникновения ошибки ABS обращайтесь к мастерам.
Краткие тезисы
- ABS (АБС) Система, которая не допускает блокировки колес во время торможения и обеспечивает управление автомобилем.
- Основная функция ABS Снижение риска пробуксовки колёс, уменьшение расстояния торможения и поддержание устойчивости на различных дорожных покрытиях.
- Принцип работыСистема по импульсам управляет давлением тормозной жидкости, не допуская полной блокировки колес (до 20 раз в секунду).
- Компоненты ABSДатчики скорости, электронный блок управления, модулятор со клапанами, гидравлический аккумулятор и насос (в отдельных модификациях).
- Виды ABS:
- Четырехканальная (самая эффективный, отдельный контроль каждого колеса).
- Одноканальный (лишь задний мост, изжитый и менее эффективный тип).
- Современные ABS Часто сочетаются с системами EBD и ESP.
- Признаки неисправностиЗагорелась сигнальная лампа системы ABS, тормозная система функционирует неправильно, диагностика выявила ошибки.
- Распространенные причины поломокЗагрязненные датчики, перебитые провода, поломка зубчатого венца, неисправность ЭБУ.
- Советы по эксплуатацииОбеспечивать надлежащее давление в шинах, предотвращать образование наледи в колесных нишах, осуществлять своевременную диагностику неисправностей.
- При отказе ABS Тормозная система функционирует, однако резкое торможение становится менее эффективным.
Авторы
Теги