31 миллион автомобилей: как Китай стал лидером мирового авторынка и роль России в этом процессе.

VozBox  » Новости »  31 миллион автомобилей: как Китай стал лидером мирового авторынка и роль России в этом процессе.

Специалист Тушков считает, что Китай стремится занять важное место на глобальном рынке автомобилей.

Цифры и факты

В 2024 году было реализовано 31,46 миллиона новых автомобилей в Китае. В США, занявших второе место, таких продаж составилось 15,8 миллиона. Китай пришёл к мировому лидерству по этому показателю совсем недавно, в 2009 году, совершив стремительный рывок. Если в 2008 году покупателей на новые машины нашлось всего 6,43 миллиона, то уже в следующем, 2009 году — более чем вдвое больше, 13,64 миллиона. Сегодня каждая третья машина продается именно в Китае.

За последнее десятилетие Китай добился прорыва в автомобильной промышленности: производство увеличилось в сотни раз, а страна стала мировым лидером как в выпуске, так и в экспорте автомобилей.

В Китае работают предприятия всех ведущих автомобильных брендов: от Volkswagen и Toyota до Mercedes-Benz, BMW, Porsche и Tesla. К 2025 году число автозаводов в стране составило 437. Для сравнения, в Германии их около 10. На местном рынке лидируют… вырвались Автомобили отечественных брендов. В 2024 году лидировали BYD Song и BYD Qin PLUS, за ними следовал… оказалась Tesla Model Y местного же производства.

Экспорт китайских автомобилей начал активно расти с начала 2010-х годов. В этом способствовали ряд факторов: повышение технологичности и качества продукции, увеличение спроса на электромобили и стремление к развитию перспективной отрасли.

Примечательно, что в апреле 2025 года, по данным Консалтинговой компании GlobalData по итогам апреля 2025 года рынки Китая и США определили темп роста автомобильных продаж: в Китае реализовано 2 055 153 автомобиля — на 12% больше, чем годом ранее. В США прирост составил 11,3%, было продано 1 473 995 новых машин. Мировые продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в апреле 2025 года увеличились на 6%, достигнув общего объема 7 324 712 единиц.

В странах Западной Европы продажи новых автомобилей в апреле снизились на 2,2% до 1 085 892 единиц, а в Восточной Европе — на 1,3% до 367 605 автомобилей. Рынок России пребывает в затяжной комеВ первом квартале 2025 года реализовалось на 25,4 процента меньше автомобилей, чем в том же периоде 2024 года – 349 тысяч 41 единица.

Что лежит в основе успеха китайской экономики и почему автомобильная промышленность страны переживает бум?

Причины роста

Как заявил заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев, Китай остаётся лидером мирового рынка и удерживает треть глобального авторынка благодаря ряду факторов. Среди ключевых — господдержка и инвестиции.

Китай отдал предпочтение национальному автомобилестроению, установив высокие тарифы на импорт (до 260%), предоставив местным производителям льготы и преференции, а также выделяя средства на научные исследования и разработки, особенно в сфере электромобилей. Покупатели электрокаров (NEV) также получают льготы.

Андрей Ольховский, генеральный директор ГК «Автодом», считает, что секрет успеха Китая заключается в объёме внутреннего рынка. В этой стране сейчас живёт почти 1,5 миллиарда человек, каждому из которых нужен транспорт.

Большие объемы продаж способствуют получению более эффективных результатов и снижению себестоимости. Ольховский полагает, что китайские компании уже пять лет назад ясно определили свою цель стать лидерами.

За последние годы в Китае реализуются миллионы новых автомобилей ежегодно, вызвав стремительный спрос на все классы авто – от недорогих седанов до люксовых внедорожников и электромобилей. Такой высокий внутренний спрос заставляет производителей создавать настоящие линейки моделей с разными типами, комплектациями и оснащением.

Тушков отметил, что данная возможность дала Китаю бесценный опыт в массовом производстве, который можно увеличивать и продавать на мировых рынках. «Массовость и разнообразие моделей – это преимущество перед западными производителями», – добавил он.

Дело — в подходе

Эксперты считают, что успех китайского автомобильного сектора возможен лишь при правильной стратегии в бизнесе и государственной поддержке.

Ренат Тюктеев полагает, что стремительный рост от выпуска устаревших копий в начале 2000-х до лидирующих позиций в производстве электромобилей и выхода на глобальные рынки — результат создания совместных предприятий с ведущими мировыми концернами: Volkswagen, Nissan, Toyota, GM и другими. Такое сотрудничество дало возможность изучать опыт, технологии и стандарты качества у них.

Европейские и японские компании выполняли роль поставщиков технологий, которых не имело китайское производство. Китай предложил им размещать производства на своей территории, а затем начал вытеснять их с рынка, что в итоге привело к полному исключению из бизнеса.

Тушков считает, что причина роста связана с самой экономической и политической моделью Китая: «Главная задача — не получать наибольшую прибыль от продажи каждой машины, а добиться полной загрузки производств и создания рабочих мест. Для государства важнее общий экономический эффект — занятость, рост доходов населения, повышение технологического уровня, а не доход с отдельной сделки».

Благодаря этому в Китае сохраняются невысокие внутренние цены, направляются инвестиции на развитие технологий и поощряется экспорт.

Насколько важен экспорт

Китайские компании могут успешно конкурировать на мировых рынках благодаря уже имеющимся производственным мощностям и накопленному опыту. Часто в другие страны поступают не самые современные и технологически продвинутые товары.

Ольховский упомянул Россий, которая в развитии китайской автомобильной промышленности важна лишь политически из-за дружбы лидеров стран. С точки зрения объема продаж по сравнению с внутренним рынком это ошибка, независимо от желаний.

Ранее Россия считалась главным рынком сбыта для китайских автомобилей. утратила этот статусЭкспорт легковых автомобилей из Китая в Россию в 2025 году уменьшился почти вдвое, а грузовиков — практически в пять раз. Главными экспортными рынками для Китая стали Бразилия, Бельгия и Мексика, куда в апреле было поставлено техники на $597,7 млн, $564 млн и $561 млн соответственно.

Тушков указал, что Китай поставляет автомобили в Азию, на Ближний Восток, в Африку, Южную Америку, Россию и Европу.

Китайские компании выпускают новые модели авто, в том числе электромобили и гибриды, которые по оснащению, пробегу и качеству сравнимы с автомобилями ведущих мировых производителей.

По его мнению, важнейшим фактором является ценовая политика: китайские производители предлагают машины на 15–20% дешевле аналогичных моделей, не уступая им по оснащению, и тем самым открывают доступ к современным технологиям для миллионов новых покупателей.

Что с технологиями

Китайские автомобили отличаются технологичностью и часто обновляются.

Ренат Тюктеев указал, что европейские и некоторые японские компании испытывают трудности из-за отставания в технологиях производства автомобилей по сравнению с китайскими конкурентами.

В сфере электромобилей китайские производители показывают стремительный рост и внедряют передовые технологии. Бренды BYD, Geely и NIO становятся все более популярными на международной арене.
Китай контролирует большую часть цепочек поставок аккумуляторов и редкоземельных материалов, что укрепляет его положение. В области гибридных силовых установок Китай также лидирует на большинстве мировых рынков. BYD возглавляет этот сегмент, за ним следуют LiAuto и Aito, которые активно входят в российский авторынок вместе с группой Chery.

Андрей Ольховский отметил, что в Китае есть компании, к которым обращают внимание во всем мире: BYD, HUAWEI со всеми их совместными проектами, Zeekr, LiAuto, XPeng, Xiaomi и другие. «Как только у кого-то появляется интересное решение или нечто новое, то остальные китайские компании начинают копировать друг друга», — сказал он.

Частые смены моделей позволяют китайским компаниям опережать именитых европейских конкурентов, полагает Ольховский. В Европе модели выпускают раз в 5-6 лет, а через 2,5-3 года после запуска производят рестайлинг. Китайцы же обновляют линейку ежегодно.

Артемий Тушков добавил, что китайские специалисты с успехом применяют передовые технологии – автопилот, искусственный интеллект, мультимедийные системы.

Электронные панели, встроенные голосовые помощники и интеллектуальный функционал входят в стандартную комплектацию даже бюджетных моделей. Это увеличивает интерес к автомобилям из Китая среди молодежи и тех, кто следит за новинками.

Китай опережает всех в сегменте электромобилей. В 2023 году в стране насчитывалось более миллиона зарядных станций — больше, чем во всем мире. Доля Китая в мировом экспорте электромобилей выросла с 4% в 2018 году до 35% (2023), а к 2030 году может достигнуть 60%.

Сегодня китайцы лидируют в производстве электромобилей, но в автомобилях с бензиновыми и дизельными двигателями уступают традиционным автопроизводителям, считает Ольховский.

Могут ли российские власти повторить успех китайского руководства?

Собеседники считают, что Россия могла бы использовать опыт Китая, однако для реализации этого в России возникнут значительные трудности.

Тюктеев указал, что Китай умело применил технологии западных партнеров и не испугался с ними конкурировать: «Присоединение Китая к ВТО в 2001 году предоставило доступ к мировым рынкам и технологиям, став поворотным моментом для отрасли».

Эксперт Ольховский отметил, что Россия пытается следовать этому курсу, но не обладает достаточной рыночной емкостью.

Предполагается, что китайские компании считают, что Россия стремится к тому, чтобы привлекать их на свой рынок и впоследствии производить автомобили внутри страны без помощи извне. В связи с этим, Китай будет предпринимать усилия для предотвращения этого или продления своего влияния на российский автомобильный рынок.

В России функционирует единственный иностранный автомобильный завод — предприятие концерна Great Wall в Туле.

По мнению Тушкова, мировая автомобильная отрасль сейчас сосредоточена на Китае: конкуренция возрастет не только в сегменте бюджетных автомобилей, но и в премиум-сегменте. Ожидается создание новых альянсов между китайскими и мировыми компаниями — как в производстве, так и в области инноваций.