Как рассчитывается утилизационный сбор: новая схема и её стоимость

VozBox  » Новости »  Как рассчитывается утилизационный сбор: новая схема и её стоимость

12 сентября на Федеральном портале проектов нормативных актов появился проект постановления Правительства РФ, пока не получивший номера. Согласно этому документу, с 1 ноября 2025 года планируется внести изменения в Постановление № 1291 от 26 декабря 2013 года, касающиеся порядка определения размера утилизационного сбора. Об отмене льготного утилизационного сбора на транспортные средства мощностью более 160 л.с. наша редакция сообщала ранее, 27 июня текущего года. После этого журналисты активно обращались в пресс-службу Министерства промышленности и торговли, и министр Алиханов подтвердил информацию о предстоящей реформе.

Постановление Правительства РФ № 1255, датированное 13 сентября 2024 года, уже отменило программу утилизации автомобилей с двигателями внутреннего сгорания рабочим объёмом более 3000 куб. см. С 1 ноября 2025 года оформить льготную утилизацию не смогут и те, кто ввозит транспортное средство для личного пользования, оснащенное двигателем мощностью свыше 160 л.с., независимо от его рабочего объёма.

Однако, давайте разберемся обо всем последовательно. Ранее утилизационный сбор для легковых автомобилей (категория М1) определялся исключительно на основе объема двигателя и возраста автомобиля (до трех лет и старше трех лет). Теперь же к этим параметрам добавился еще один – мощность. В рассматриваемом проекте постановления она представлена в киловаттах. Напомним, что для инженерных расчетов используется именно эта единица измерения, а не «лошадиные силы», и именно в киловаттах указана мощность в документах, подтверждающих соответствие автомобиля – ОТТС, ЗОТТС, ЗОЕТС, СБКТС. Для справки, Минпромторг использует коэффициент 1,35962 для перевода из киловатт в «лошадиные силы.

В дальнейшем воспользоваться возможностью ввоза автомобиля с использованием льготного утилизационного сбора смогут те, кто уплатит 3400 рублей для машин возрастом до трех лет и 5200 рублей для автомобилей старше трех лет. Первый случай: если на ввозимом автомобиле установлен мотор не более 1000 кубиков, и его мощность не превышает 117,68 кВт, льгота сохранится. Умножаем 117,68 на 1,35962 и получаем 160,0000816 (грубо – искомые 160 л.с.). Если на «литровом» моторе мощность выше указанной, придётся заплатить как минимум 256 000 рублей утильсбора даже при завозе машины для личного пользования.

Второй случай: при импорте автомобиля с двигателем объёмом более 1000 кубических сантиметров, но не более 2000 кубических сантиметров, и мощностью не выше 160 лошадиных сил, предусмотрены определённые условия. В противном случае, в случае превышения установленных параметров, потребуется уплата суммы не менее 750 000 рублей, даже если транспортное средство предназначено для личного использования! Третий случай: если на ввозимом автомобиле установлен мотор объёмом свыше 2000 кубиков, но не более 3000 кубиков и его мощность не превышает те же 160 л.с. В противном случае заплатить придётся минимум 1 922 200 рублей. Для моторов свыше 3 литров льгота, как и прежде не предусмотрена: какой бы ни была мощность заплатить придётся минимум 2 153 400 рублей за машину с мотором от 2,0 до 3,0 литров и минимум 2 742 200 рублей за машину с мотором от 3,5 литров.

Наконец, четвёртый случай – для поклонников экологичного транспорта. Если суммарная мощность электродвигателей в импортируемом электромобиле или последовательном гибриде не будет превышать 58,84 или 80 лошадиных сил, то для них также предусмотрена льготная утилизация.

Правительство устанавливает ограничения на параллельный импорт электромобилей и последовательных гибридов, а также автомобилей с двигателями внутреннего сгорания большой мощности. В результате новых правил основную выгоду получают АО «Кама», которое, несмотря на сомнения, сохраняет потенциал для начала серийной сборки электромобилей Atom, и «Моторинвест», производящий электромобили и последовательные гибриды марок Evolute и Voyah на липецком заводе. У данных предприятий действует более выгодный порядок расчета утилизационного сбора, менее зависимый от уровня локализации производства по сравнению с компаниями, выпускающими автомобили с ДВС.

Теперь поговорим о новых правилах расчёта. Автомобили категории М1 по-прежнему разделены на следующие группы: «зелёные» (электромобили и последовательные гибриды), с двигателем внутреннего сгорания объёмом до одного литра, с двигателем внутреннего сгорания от одного до двух литров, с двигателем внутреннего сгорания от двух до трёх литров и с двигателем внутреннего сгорания объёмом свыше 3,5 литров. Для каждой из этих групп установлена единая шкала, состоящая из 16 диапазонов мощностей. Семь первых: до 51,48 кВт (80 л.с.) включительно, от 51,48 кВт (80 л.с.) до 73,55 кВт (100 л.с.), от 73,55 кВт (100 л.с.) до 95,61 кВт (130 л.с.), от 95,61 кВт (130 л.с.) до 117,68 (160 л.с.), от 117,68 (160 л.с.) до 139,75 кВт (190 л.с.), от 139,75 кВт (190 л.с.) до 161,81 кВт (220 л.с.), от 161,81 кВт (220 л.с.) до 183,88 (250 л.с.). Последний диапазон охватывает машины с двигателем мощностью свыше 367,76 кВт (500 л.с.).

Из этого следует, что универсальные расчётные шкалы являются неоправданно сложными, поскольку не существует 3,5-литрового двигателя мощностью 100 лошадиных сил, так же как и 1,6-литрового двигателя, выдающего более 500 л.с., если речь не идет о болиде Формулы 1. Если бы кто-то решил ввезти в Россию легковой автомобиль с подобным двигателем в период с 1 ноября по 31 декабря 2025 года, ему пришлось бы заплатить за него 2 668 000 рублей в качестве утилизационного сбора. При этом за электромобиль или гибрид в этот же период придется отдать уже 3 040 000 рублей, что в 4,5 раза превышает текущую стоимость!

Но это не предел!

Ожидается, что тарифы по новой системе будут увеличиваться ежегодно, достигнув максимального значения к 2030 году. Владельцам автомобилей старше трех лет, оснащенных двигателем объемом более 3,5 литров и мощностью свыше 500 л.с., придется заплатить 10 081 200 рублей в качестве утилизационного сбора.

Сложно предугадать, какие изменения Минпромторг внесет в новую систему расчета утилизационного сбора.

Необходимо учитывать, что представленные вычисления корректны при условии, что Минпромторг при внедрении новых коэффициентов, определяемых объёмом и мощностью, оставил неизменной прежнюю базовую ставку в размере 20 000 рублей, используемую для умножения каждого коэффициента. Однако 12 сентября в пресс-релизе ведомства было указано: «Согласно предлагаемым изменениям, базовая ставка будет формироваться на основании типа и объёма двигателя ». Эта цитата получила широкое распространение в специализированных изданиях, однако в проекте постановления, касающегося перерасчета утильсбора и предусматривающего изменение базовой ставки, об этом ничего не указано. Вероятно, либо в пресс-релизе Минпромторга допущена ошибка, либо министерству следует в скором времени предоставить разъяснения. По всей видимости, наши выводы верны…

Фото: Дром